Ильинский вестникИнформационное издание нашего прихода

Теория Симфонии св. Юстиниана

Мозаика в базилике Сан Витале (Ровенна)Можно сказать и о литургическом моменте, сопровождавшем развитие теории симфонии властей. В соборе св.Виталия города Равенны сохранилась мозаика, на которой изображен вход в храм императора Юстиниана I, идущего рука об руку с архиепископом равеннским. Этот момент говорит об определенном влиянии данной теории на литургическую жизнь Византии.

К сожалению, бывали в византийской истории и периоды цезарепапизма, когда император слишком активно вмешивался в дела Церкви и нарушал симфонию. Некоторые же историки, например, считают отдельные этапы правления патриарха Фотия другой крайностью — а именно активным вмешательством духовной власти в политическую и экономическую жизнь государства. Однако все это скорее исключение из общего правила. В целом же на протяжении византийской истории наблюдался относительный баланс светских и духовных сил государства, который выражался в частности в том, что светские законы всегда, особенно со времени императора Юстиниана I, приводились в соответствие с законами христианского вероучения. И это естественно — ведь если государство исповедует Православие как основную религию, то теория симфонии властей будет являться моделью взаимоотношения Церкви и государства, когда первая находится на юридической территории последнего и участвует в решении всех возникающих в этом государстве проблем. В свою очередь, государство создает и обеспечивает максимальные условия для сохранения, утверждения и распространения Православной веры и традиции.

В заключение можно сказать, что теория симфонии властей была скорее сформулирована, а не создана великим Юстинианом. Эта теория явилась плодом целостно-теократического сознания древней Церкви, членом которой и был император-богослов св. Юстиниан Великий. Можно обвинять его в цезаропапизме, в искажении церковной соборности. Однако нельзя забывать, что и он был сыном своей эпохи, и в тоже время искренним печальником о благе Церкви и государства, понятия о которых он не разделял в своем подлинно имперском сознании.

Вся византийская история последующего времени показывает нам жизнеспособность и органичность этой теории. Концепция симфонии властей — это сущность византийской идеологии, с которой эта Империя просуществовала не одну сотню лет. О сосуществовании государства и Церкви в рамках церковного сознания очень точно высказался А. В. Карташев в своем труде «Вселенские соборы»: «Ο церкви мы зачастую судим «по-европейски», исходя из мнимо бесспорной аксиомы «разделения церкви и государства», в то время как для православной мысли это просто несторианская ересь»9.

И вот в этом-то, в "нераздельности и неслиянности"православного государства и Церкви согласно симфонии властей и заключается ее непреходящее значение.