Ильинский вестникИнформационное издание нашего прихода

VIII Ильинский – что нового?

В минувшем месяце состоялся восьмой Ильинский фестиваль духовной и народной музыки. Самое время подвести итоги, вспомнить то новое, что отличало этот фестиваль от предыдущих. Что было нового? Отвечая на этот вопрос, вспомним, что в народной культуре, как и в сфере религии, главное – не «что», а «кто», поэтому вопрос, стоящий в заглавии, следует перефразировать: кто новый приехал к нам на фестиваль, и с чем новым, небывалым они к нам пожаловали? Отмечу прежде всего уникальный дуэт коллективов из Череповца. Проблема современных фольклористов в том, что народная культура гнездится по деревням, где молодёжи не густо, а продвигающая эту культуру молодёжь – в городах, и с носителями этой культуры встречается только в экспедициях. Конечно, современные фольклористы едут в экспедиции не с голыми руками. Их глаза и уши вооружены современными средствами аудио- и видеозаписи. Но всё это не то же самое, что постоянное, повседневное общение из уст в уста с собственным дедушкой или бабушкой, которые один раз скажут сказку так, в следующий раз уже иначе, вспомнят и прибавят какое-нибудь коленце к мелодии знакомой песни, да и просто ответят на постоянно возникающие у внуков вопросы «про старую жизнь». Череповецкие фольклористы смогли преодолеть эту проблему. Они приглашают на занятия детских и подростковых фольклорных коллективов гармонистов-ветеранов из клуба «Хромочка», который объединил людей, учившихся играть ещё в родных деревнях, а потом в силу разных обстоятельств ставших городскими жителями. Собственно, два года назад мы уже могли видеть плоды этого традиционного воспитания: к нам на фестиваль приезжали ребята из фольклорного объединения «Основа», руководитель которого В.Г. Соловьёв и взялся за восстановление связи времён и поколений. А на нынешний фестиваль пожаловали и сами музыканты «Хромочки» с другими своими учениками – ребятами из фольклорно-этнографической студии «Феникс». Возраст уважаемых артистов из «Хромочки» - от 77 до 87 лет. Что даёт им силы жить, ездить в поездки, делиться своими навыками и умениями музыкантов и танцоров (да-да, вы не ослышались – танцоров; кто не побывал на фестивале, может посмотреть видео на его страничке ВК)? Ответ один: крепкие корни. Не отрывайся от них – и будут питать тебя до глубокой старости. Из рассуждений старейшего члена клуба Геннадия Николаевича Копыльцова: «У нас в Кирилловском и Череповецком районах даже у частушек напев особый: резкий, воинственный. Мы же по происхождению новгородцы, до революции к Новгородской губернии относились. И в пляске это проявлялось: пока один не наплясался, другой на круг не выходи!» Может быть, и не совсем прав Геннадий Николаевич, выделяя эти западные районы Вологодской области. А в Тотьме и Устюге славянское население откуда взялось? Не из того ли же Новгорода? Но ценно это знание своей традиции, знание отличий её от соседей и желание привязать её к реальным древним корням. Сразу вспомнились описанные Б.В. Шергиным споры «московских» и «новгородских» насельников Соловецкого монастыря. Словом, народные исполнители – «Хромочка» и замечательный ансамбль «Истоки» из белгородской глубинки – и стали главными звёздами фестиваля.

Второй раз на фестивале было представлено документальное этнографическое кино. В прошлом году это были экспедиционные сюжеты М.М. Горшкова из Москвы об игре на народных струнных и духовых инструментах, прекрасно снятые, с прямо-таки студийным звуком, очень информативные. В этом году Михаил Михайлович показал нам немного ещё своих видеоотчётов и привёз прекрасную фотовыставку со скромным названием «Деревенские музыканты». Но на нынешнем фестивале был показан и ещё один уникальный фильм. Это была реконструкция традиционной северной свадьбы, снятая в Коношском районе Архангельской области в 1991 г. Жанр фильма следует определить как документально-постановочный. Автор фильма уроженка Коношского района Л.Г. Козинская восстановила сценарий свадебного действа, написала диалоги, убедила совершенно непрофессиональных актёров – жителей села Треть – перевоплотиться в родственников жениха и невесты. Главную роль – невесты – пришлось играть самой исследовательнице, и при этом ещё руководить действиями многочисленных «родственников»! Конечно, бросаются в глаза явные условности: не нашлось в северном селе в 1991 г. ни одной лошадки, и свадебный поезд шествует пешком, а колокольчик, который должен был звенеть под дугою, несёт тысяцкий (старший родственник жениха). Не оказалось в советском селе и церкви, и не только в самом селе, но и во всём Коношском районе. Поэтому свадебный поезд уходит куда-то навстречу солнцу, а потом возвращается той же дорогой, и начинается повенечная часть обряда. Но при этом в фильм попали многие черты сельского северного быта, 26 лет назад ещё сохранявшиеся в глубинке, начиная с целых улиц, застроенных по-северному огромными рублеными домами. А самое главное, в фильме запечатлен облик жителей этих домов, отмеченный спокойным достоинством. Нет ни одного лица с печатью порока пьянства. Роли определяются обрядом, но исполнители не просто «озвучивают» текст. Они вживаются в древнюю, но вечно новую свадебную историю, вносят личное в традиционное. Словом, у Людмилы Георгиевны получилось нечто большее, чем пособие для урока этнографии.

И третья новинка – показы костюма. Их было два. Оба они состоялись в заключительный день фестиваля и вошли в программу заключительного концерта. Первый был подготовлен нашими друзьями из царскосельского семейного клуба «Василиса». Весь проект авторы назвали «Город едет в деревню». Подразумевается – за идеями. А потом возвращается и шьёт для себя одежду, в которой использованы мотивы традиционного русского народного костюма. Зрители обратили внимание, что у половины «моделей» (они же – дизайнеры, конструкторы и швеи) пальто, или скорее, кафтаны сочетались с традиционными вологодскими сарафанами и передниками, а у половины – с разноцветными колготками. И так хорошо, и эдак. Коллекция вызвала интерес у наших прихожанок, уставших от всеобщей одёжной унификации.

Другой показ одежды напомнил нам историю почти забытого сословия однодворцев. Это были военизированные свободные поселенцы по южным границам России (аналог казачества). Появились они в конце XVI в., были упразднены как сословие после Великой реформы Александра II, хотя актуальность привлечения их на военную службу исчезла веком ранее. Культура и быт однодворцев всегда отличались от культуры землепашцев или мещан. «Не могу не сказать о женщинах, или точнее — одеждах их. Говорят, что однодворческие женщины давно одеваются так, а именно: рубашки с высоким воротом, вроде мужской, с широкими, к концу суживающимися рукавами; юбка красная и широкая, обшитая чёрной или синей каймой, плотно охватывает стан. Грациознее и провокантнее этой одежды трудно выдумать, особенно на молодых девушках», – писал И.С. Тургеневу около 1860 г. его друг В.П. Боткин. За прошедшие полтора века мода стала гораздо «провокантнее», этим нас, как говорится, не удивишь. А удивили мастерицы этноклуба «Параскева» не только своей грациозностью, но и серьёзностью отношения к материалу, к традиции. Многоцветная, со сложным рисунком ткань описанных Боткиным юбок выткана самими участницами коллектива по музейным образцам, вручную изготовлены также пояса, расшитые плисовые безрукавочки и специфические головные уборы, женские «кокошники» и девичьи «чепцы» (на вид и те и другие более напоминают церковные камилавки), сверкающие золотыми и серебряными нитями галуна. Когда три года назад мы любовались такими костюмами на выставке «Во всех ты, душечка, нарядах хороша» в Русском музее, невольно задавали друг другу риторический вопрос: «Может ли современная женщина себе такое позволить?» Риторический, потому что ответ подразумевался, и ответ отрицательный. Одна прихожанка делилась своими впечатлениями: когда видишь коллекцию «Параскевы», это красное домотканое море, в первый момент отказываешься верить своим глазам: «Такого не может быть!». В следующий момент переживаешь свою неполноценность: «Я так никогда не смогу!». И уже потом где-то в глубине зарождается мысль: «Если они смогли, почему бы мне не попробовать?»

Вот такая панорама прошедшего праздника. Этим мини-отчётом автор хотел бы напомнить читателям газеты, что фестиваль не сводится к просмотру воскресного концерта. Он понемногу обрастает увлечёнными и неленивыми друзьями, как в нашем приходе, так и далеко за его пределами. Сделать так, чтобы этот праздник продолжался для вас круглый год, в ваших силах.

Сопредседатель оргкомитета фестиваля протоиерей Игорь Александров

Фотоотчет о прошедшем 8-ом Ильинском фестивале можно посмотреть здесь и здесь.

Другие материалы раздела: « VIII Ильинский