О передаче священнослужителями приходских мест по наследству в Синодальный период

22 июля 1872 г. скончался иерей Иоанн Никольский [14], второй священник Ильинского храма. В ноябре того же года был рукоположен в священники и назначен на место покойного тестя зять о. Иоанна, Тимофей Дивов [15], магистр богословия и преподаватель Петербургской духовной семинарии, известный церковный публицист конца XIX в. [16] Также, как и Алексий Заводский, он вступил в брак незадолго до рукоположения – 1 октября 1872 г. [17]

В 1890 г. произошло назначение в Ильинский храм священника Арсения Успенского. Он был выпускником Петербургской Духовной Академии, но до своего назначения служил учителем в Петровском духовном училище Саратовской епархии. 14 октября 1890 г. Успенский вступил в брак с Анной Васильевной Гречаниновой, дочерью протоиерея Ильинского храма [18]. 23 октября вышло распоряжение протопресвитера военного и морского духовенства Александра Желобовского о назначении Арсения Успенского священником в Ильинскую церковь [19]. В тот же день его тесть, прот. Василий Гречанинов, был уволен в отставку [20]. Архивные документы умалчивают о причине его отставки, но в периодической печати указано, что о. Василий был уволен по болезни, согласно собственному прошению [21].

28 октября его зять Арсений Успенский был рукоположен в сан диакона, а 4 ноября – в иереи [22]. 12 ноября он уже приступил к своим обязанностям в Ильинском храме [23].

Интересно отметить, что венчал Успенских сам протопресвитер Александр Желобовский [24], в подчинении которого было военное духовенство всей Российской империи. Это может свидетельствовать как о высоком статусе Ильинского храма, так и о выдающихся качествах самого протопресвитера, который оказывал любезное внимание своим подчиненным.

Трудно сказать, какую роль играл материальный аспект при назначении на приход священников Тимофея Дивова и Арсения Успенского. Несомненно, о. Тимофей оказывал материальную помощь своей теще и свояченицам (при этом теще было суждено пережить его на двадцать лет [25]). С другой стороны, начиная с последней четверти XIX в., вышедшие на покой клирики, а также вдовы священнослужителей обеспечивались пенсиями от Святейшего Синода при поддержке государственной казны. Так, о. Василий Гречанинов был уволен «с исходатайством заслуженной пенсии» [26], а после его смерти пенсию получала вдова [27]. С другой стороны, пенсию удавалось получить не всегда. Так, вдова о. Иоанна Никольского в пенсионных книгах не значится [28], а после смерти зятя она служила при храме просфорней [29].

Сделаем выводы. Во всех трех рассмотренных случаях имели место скоропалительные браки и следующие за ними столь же скоропалительные рукоположения. Такая практика могла вызывать и духовные, и семейные проблемы. При этом в большинстве случаев мы этого не наблюдаем (в частности, судя по скудным данным, все три упомянутых выше пастыря достойно несли свое служение; о. Алексий Заводский прожил со своей женой 53 года, они имели много детей, а после его смерти вдова делала храму пожертвования [30]). Возможно, это объясняется реалиями того времени – привычкой к подобному укладу жизни, четким осознанием своих обязанностей и сбалансированностью общества в целом.

Священник Павел Кадосов, клирик храма Преображения Господня в Лесном


Дополнительная информация

  • Автор: иерей Павел Кадосов

Содержание раздела