Напечатать страницу

Церковнослужители Ильинского храма: экскурс в историю

    Церковнослужителями называются носители низших служебных должностей – иподиаконы, чтецы, пономари и др. Над церковнослужителями не совершается Таинство Священства, они поставляются на свои должности через архиерейское благословение. Задачей церковнослужителей является вспомогательное служение – чтение на клиросе, прислуживание в алтаре. Без помощи алтарников священникам и диаконам было бы очень трудно совершать богослужения.

 

    Почти за триста лет его существования в Ильинском храме трудилось много церковнослужителей. В книгах и статьях по истории обычно больше говориться о лицах начальствующих. Это неудивительно, так как о тех, кто занимал важные должности, сохраняется больше информации. В церковной истории, даже новейшей, много внимания уделяется биографиям священников и очень мало говорится об алтарниках. Между тем, среди них было немало ревностных христиан и настоящих подвижников своего дела.

    В этой статье автор попытался рассказать о некоторых церковнослужителях Ильинского храма. Их биографии (героические и не очень) представляют несомненный исторический интерес. К тому же нам, служителям и прихожанам Ильинского храма, логично возносить молитвы о тех, кто служил здесь раньше – не только о священнослужителях, но и об их помощниках, и о рядовых прихожанах. Церковь призывает нас молиться за всех усопших христиан. Думается, наши молитвы будут более осмысленными, если мы немного узнаем тех, за кого молимся.

    Церковнослужителями Ильинского храма в XVIII-XIX вв. были пономари и псаломщики (до 1868 г. псаломщики чаще назывались дьячками). Обязанностью пономаря было прислуживать за богослужением (подавать кадило, ходить со свечой), звонить в колокола, возжигать светильники, следить за порядком в алтаре и во всем храме, а порой и ведать всей хозяйственной деятельностью прихода. Дьячки выполняли функции современных чтецов. Они читали положенные уставом молитвы и Священные тексты во время богослужений. Кроме того, дьячки ведали приходской документацией. Это было очень важно, так как до революции Церковь выполняла функции современных органов ЗАГС – при храмах регистрировались рождения, браки и смерти. Поэтому дьячками были грамотные люди. С 1885 г. все состоящие при храмах церковнослужители стали называться псаломщиками.

    До революции Православная Церковь в России была государственной. Церковнослужители, так же как и священники, считались государственными служащими и получали жалованье из казны. В Ильинском храме штатная должность псаломщика была учреждена только в 1901 г. (1), почти через 200 лет после основания прихода. Церковнослужители, которые трудились в нашем храме в XIX в., были вольнонаемными. Они считались нештатными (неофициальными) членами причта. В XVIII в., начиная с 1766 г., дьячки избирались из военнослужащих Охтинских пороховых заводов и получали жалованье общее с заводскими служителями (2). О статусе Ильинских церковнослужителей начала XVIII в. в настоящее время ничего неизвестно.


    Первым известным по имени церковнослужителем Ильинского храма был Василий Аникеев. Он был определен на наш приход пономарем в 1724 г., во времена императора Петра I, всего через два года после освящения первого Ильинского храма. Ранее Василий Аникеев был маркитантом, т.е. торговцем при армии (3). Василий Аникеев прослужил в Ильинском храме много лет. В начале 30-х гг. XVIII в. его сын Игнатий был рукоположен в диаконы и назначен в Сергиевскую церковь в Пушкарской слободе (4). Впоследствии эта церковь стала Собором всей артиллерии, одним из главных военных храмов Петербурга. При советской власти, в 1932 г., собор был закрыт и уничтожен. Любопытно, что новое здание собора в 1796-1800 гг. было построено архитектором Ф.И. Демерцовым, тем же самым, который создал церковь Александра Невского в Ильинской слободе – сохранившийся до сих пор малый храм нашего прихода (церковь под колокольней).

    Возвращаясь к истории ильинских церковнослужителей, следует вспомнить и другого сына пономаря Василия Аникеева, Иоанна. В 1736 г. он был назначен псаломщиком в сам Петропавловский собор (5). Неизвестно, когда именно Василий Аникеев умер, или оставил службу в нашем приходе. В архивном документе за 1744 г., он уже именуется «бывшим» пономарем Ильинского храма (6).

    В 1726 г. в Ильинскую церковь был назначен дьячок Михаил Феоктистов. Его отец, Феоктист Гаврилов, служил диаконом в Преображенской церкви при Кирпичных заводах (7). Эта церковь располагалась близ современной станции метро «Ломоносовская». До нашего времени она не сохранилась. В следующем, 1727 г., Михаил Феоктистов был переведен в церковь св. великомученика и целителя Пантелеимона (8). Этот храм близ р. Фонтанки напротив Летнего сада сохранился до сих пор (хотя неоднократно перестраивался).


    В документах 1750-х гг. упоминаются дьячки Ильинского храма Андрей Иванов (9), Михаил Евтихиев (10) и Иоанн Евтихиев. Последний был сыном настоятеля, священника Евтихия Ильина (11). Он служил в нашем храме долгие годы и в 1766 г. был посвящен в стихарь (12). Очевидно, в дореволюционную эпоху так назывался обряд хиротесии (посвящения) во чтеца, после которого церковнослужитель признавался таковым канонически.

    В конце 60-х гг. XVIII в. в Ильинской церкви служил дьячок Яков Федоров, ранее трудившийся в Копорском уезде (13). У нас на приходе он «отметился» пьянством и «непорядочными поступками» и был переведен в Петропавловскую церковь Фридрихсгама (14) – города на юго-востоке современной Финляндии, который в XVIII в. входил в состав Выборгской губернии.

    На место Якова Федорова был назначен Андрей Евитихиев, дьячок Воскресенской церкви с. Яблоницы (15). Долго ли он прослужил у нас на приходе – неизвестно. Последний дьячок Ильинской церкви в XVIII в., известный по имени – Иван Иванов из Новгорода, назначенный в 1796 г. (16).

    Имена церковнослужителей, трудившихся на Ильинском приходе в первой половине XIX в. в настоящее время неизвестны – в архивных документах, изученных на сегодняшний день, они не встречаются.

    С 1868 г. на правах вольнонаемного в Ильинском храме служил псаломщик Михаил Павлович Филомафитский. Он родился в 1850 г. в семье дьячка Новоладожского уезда и окончил Александро-Невское духовное училище в Санкт-Петербурге (17). В Ильинском храме он прослужил более 30 лет и сделал много полезного для прихода. Так, он организовал и возглавлял хор певчих из рабочих Охтинских пороховых заводов и учеников заводских школ. Все труды по устройству хора Михаил Павлович осуществлял безвозмездно (18). В 1873 г. он был формально определен штатным псаломщиком к собору Свеаборгской крепости в Финляндии, реально оставаясь в Ильинской церкви в качестве «прикомандированного» (штатной должности псаломщика в нашем храме тогда еще не было). В 1875 г. Михаил Филомафитский был посвящен в стихарь Преосвященным епископом Палладием (Раевым), викарием Санкт-Петербургской епархии, впоследствии Петербургским митрополитом. В 1884 г. Филомафитский был награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди, в 1889 г. – такой же медалью с правом ношения на шее (19).


    В клировых ведомостях Ильинского храма отмечается, что Михаил Филомафитский прекрасно знает церковное чтение и пение, болезненный, но по службе исправный (20). Михаил Павлович был женат на Анне Васильевне, вдове священника Ямбургского уезда, детей не имел (21). После 1902 г. в клировых ведомостях Филомафитский не упоминается. Сведения о его дальнейшей судьбе или о смерти пока не выявлены.

    Одновременно с Филомафитским в Ильинском храме в кон. XIX в., сменяя друг друга, служили вольнонаемные псаломщики Павел Федорович Павинский (22), Алексей Павлович Евстафиев (23) и Михаил Иванович Суров (24). Сведений о них сохранилось мало.

    Наконец 10 октября 1901 г. был издан приказ по военному ведомству за № 334 (с 1864 г. Ильинская церковь, будучи церковью Пороховых заводов, считалась военным храмом). Согласно этому приказу, к штату храма был прибавлен диакон и псаломщик (25).

    Первым штатным псаломщиком нашего прихода стал Леонид Александрович Боротинский, сын петербургского священника. Он родился в 1878 г., окончил Алескандро-Невское духовное училище, в 1899 г. был посвящен в стихарь. С 1901 по 1903 г. Боротинский служил в Ильинском храме (26). Впоследствии Леонид Александрович долгие годы трудился псаломщиком в Николо-Богоявленском Морском соборе. В 1935 г. он был арестован и сослан.

    На должности псаломщика в нашем храме Боротинского сменил заштатный диакон Петр Александрович Щепин. До революции, при отсутствии диаконского места, диакон мог занять вакансию псаломщика. Схожая практика изредка встречается и в наши дни. О. Петр был сыном священника и потомственным дворянином. С 1896 г. он служил псаломщиком в Успенской церкви на Сенной площади (церковь была уничтожена в советское время, в настоящее время планируется ее восстановление), в 1897 г. был рукоположен в диакона, но остался на должности псаломщика. В этом же статусе он был переведен в Ильинский храм (27), но прослужил там недолго. Меньше чем через год, 31 января 1904 г. его сменил другой заштатный диакон, Сергий Константинович Чепурин (28).

    О. Сергий служил в Ильинском храме на вакансии псаломщика многие годы. В августе 1918 г., во время послереволюционной смуты, он принял мученическую смерть и был похоронен на кладбище Охтинских пороховых заводов (29). Его могила сохранилась до настоящего времени. Жизнь о. Сергия Чепурина – тема отдельного рассказа.


    Одновременно со штатными псаломщиками продолжали трудиться и вольнонаемные (в последние десятилетия перед революцией в Ильинском храме одновременно всегда служило двое псаломщиков – штатный и вольнонаемный). Вольнонаемными псаломщиками в нач. XX в. были Митрофан Иванович Погребченко, сын воронежского мещанина, бывший певчий Санкт-Петербургского митрополичьего хора (30); Иван Иванович Баринов, рязанский крестьянин, бывший послушником на Валааме и в Александро-Невской Лавре (31); Андрей Ксенофонтович Телемаков, сын диакона Казанской епархии (32). Последним известным по имени вольнонаемным псаломщиком, служившим в Ильинском храме до революции, был Василий Федорович Зверев, выпускник Санкт-Петербургского духовного училища. Последний раз он упоминается в документах под 1915 г. (33).

    Такова краткая история псаломщиков храма св. пророка Илии на Пороховых. Хочется верить, что собранные сведения будут интересны тем, кого занимает история, а также послужат восстановлению молитвенной памяти о людях, про которых я рассказал.

Также эту статью можно прочесть в Ильинском вестнике № 11(42) за ноябрь 2013г.

                                                                                                 диакон Павел Кадосов


Использованные материалы

(1) РГИА. Ф. 806. Оп. 7 (1903). Д. 70. Л. 5об.

(2) ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 8. Д. 583. Л. 3.

(3) ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 463.

(4) ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 827.

(5) ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 1518.

(6) ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 2530.

(7) ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 601.

(8) ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 676.

(9) ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 3501.

(10) ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 4168.

(11) ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 4275.

(12) ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 6417.

(13) ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 6845.

(14) ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 7294.

(15) ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 7459.

(16) ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 2. Д. 786.

(17) РГИА. Ф. 806. Оп. 17. Д. 605.

(18) РГИА. Ф. 806. Оп. 7 (1900). Д. 65. Л.6.

(19) См. сноску (17). Л. 31об.

(20) См. сноску (18). Л.10.

(21) См. сноску (17). Л. 32об.

(22) РГИА. Ф. 806. Оп. 16. Д. 1719.

(23) См. сноску (18). Л. 9об.

(24) РГИА. Ф. 806. Оп. 7 (1896). Д. 57. Л. 12об.

(25) См. сноску (1).

(26) РГИА. Ф. 806. Оп. 7 (1902). Д. 67. Л. 10об.-11об.

(27) См. сноску (1). Л. 20об.-21об.

(28) РГИА. Ф. 806. Оп. 7 (1904). Д. 71. Л. 12об.

(29) ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 3732. Л. 140об.-141.

(30) См. сноску (28). Л. 13об.

(30) РГИА. Ф. 806. Оп. 8 (1906). Д. 70. Л. 9об.

(32) РГИА. Ф. 806. Оп. 8 (1907). Д. 71. Л. 10об.

(33) РГИА. Ф. 806. Оп. 13 (1915). Д. 53. Л. 8об.