Легенды и были ИльинкиИстория Малой Охты и Пороховых

священник Евтихий Ильин

 Вторым священником, служившим в Ильинском храме, был отец Евтихий Ильин. В публикациях по истории нашего храма говорится, что его служба в Ильинке продолжалась с 1742 по 1751 год (1). На основании недавних исследований было установлено, что отец Евтихий служил у нас гораздо дольше – до 1760 г.(2)

Период его служения составляет целую эпоху в истории Пороховых. При священнике Евтихии был разобран старый обветшавший храм и построен новый, по проекту архитектора И.Я. Шумахера (предшественник современного храмового здания) (3). В 1744 г. императрица Елизавета Петровна повелела совершать торжественные крестные ходы из Петербурга на Пороховые (4). Развивался Охтинский пороховой завод, росло число его сотрудников, а тем самым увеличивалось и количество прихожан (5).

Насколько возможно, проследим биографию этого священника.

Родился будущий пастырь в первом десятилетии XVIII в. На страницах церковных документов он впервые упоминается в 1733 г. в связи с конфликтом. В начале указанного года в Святейший Синод поступило «челобитье» диакона Сергиевской церкви в Артиллерийских слободах Игнатия Василия о том, что 10 января он поссорился с пономарем Евтихием Ильиным «из-за обиды». Ссора продолжалась недолго – 17 января клирики помирились. При этом выяснилось, что в документах Петербургского духовного правления пономарь Евтихий Ильин не значится. Для разрешения недоумения, он был вызван в правление на допрос.

Во время допроса Евтихий показал, что происходит он из Крутицкой епархии и родился в селе Верхососенье Ливенского уезда (ныне Орловская область). Его отец, священник Илья Афанасьев служил там в Богоявленском храме. Около 1715 г. отец Илья оставил служение и «съехал из того села с ним, с Евтихием». Причину такого поступка своего родителя Евтихий Ильин, как сказано в документе, «не ведал». Через некоторое время отец Илья с сыном приехал в Петербург. В новой столице он получил место священника «при артиллерийском полку», где служил до своей смерти в 1727 г. Юный Евтихий выполнял при отце обязанности пономаря. Осиротев, он продолжал нести пономарское служение без официального оформления. В Синодальный период это было серьезным нарушением.

Установив, что Евтихий Ильин не имеет канонических препятствий для церковной службы, священноначалие благословило его на пономарство в Сергиевской церкви. Из-за бюрократической волокиты (для служения в петербургских храмах тогда требовался указ императора) официальное назначение состоялось через год после начала расследования – в январе 1734 г.(6)



Дополнительная информация

  • Автор: иерей Павел Кадосов

Содержание раздела