Напечатать страницу

Из далекого прошлого Пороховых. Сведения по допетровской истории нашего края

На территории современных Пороховых люди жили задолго до основания Петербурга. Как известно, в Средние века Невский край был владением Господина Великого Новгорода. Новгородская земля делилась на пять частей, или пятин. Бассейн реки Невы относился к Водской пятине, получившей свое название от финно-угорского народа водь.

Сохранился ценнейший источник по средневековой истории России – «Писцовая книга Водской пятины», составленная в 1499-1500 гг. Писцовые книги велись для налогового учета. Они содержат хозяйственные описания городской и сельской местности. Из писцовой книги Водской пятины можно узнать, какие деревни находились на месте будущих Пороховых, при слиянии рек Охты и Лубьи.

Древние переписчики упоминают «деревню Любляну на речке Лубне» [1], «деревню на усть Лезьи на Охте» и еще две деревни с названием Лезья [2]. Конкретное местоположение этих деревень определить трудно. Возможно, Лезьей в древности называли реку Жерновку, левый приток Охты [3]. В настоящее время русло Жерновки можно увидеть в Ржевском лесопарке, на территории жилого массива она убрана в трубы. Жерновка впадала в Охту в районе современного проспекта Передовиков. Согласно иной версии, Лезья – это не Жерновка, а другое название Лубьи [4].

Исследователи полагают, что все перечисленные деревни находились именно в устье Лубьи, то есть в районе современной улицы Потапова и выше по течению, в сторону улицы Коммуны.

В писцовой книге указаны и имена местных жителей. Перечисленные деревни были очень небольшими – в каждой из них упоминается по два-три домохозяина. Например, про жителей деревни Любляны сказано: «Еска да Гридка Сенкины, да Севастейка Лукин; сеют ржи восемь коробей, а сена косят шестьдесят копен» [5]. Конечно, в маленьких деревнях храмов не было. Их жители ходили (чаще ездили – ходить было далеко) молиться на погосты – местные «административные центры» с церковью и кладбищем. Деревни в междуречье Охты, Лубьи и Жерновки относилось к Келтушскому погосту [6].


Келтушский или Колтушский погост был «предком» ныне существующей деревни Колтуши во Всеволожском районе Ленинградской области. В настоящее время Колтушские храмы посвящены свв. Апостолам Петру и Павлу и св. прав. Иоанну Кронштадскому. Но в XV-XVII вв. в Колтушах был храм в честь порока Божия Илии [7]. Таким образом, святой пророк стал небесным покровителем наших краев задолго до постройки Ильинского храма при Охтинском Пороховом заводе.

В те времена, когда составлялась «Писцовая книга Водской пятины», все деревни имели своих владельцев. Они могли принадлежать великому князю, боярам или же Церкви. Деревни на территории будущих Пороховых назывались «Ореховскими» и являлись «волостью Никольского монастыря с острова» [8]. Такое скудное упоминание не дает возможности понять, какой монастырь имеется в виду. К счастью, в других местах писцовой книги содержатся более подробные сведения о Никольском монастыре [9].

Речь идет об обители в крепости Орешек – современном Шлиссельбурге. Древняя новгородская крепость была центром большого поселения, на территории которого находилось два монастыря и несколько храмов. Николаевский Ляликин монастырь, который владел охтинскими деревнями, размещался в самой крепости, на острове в устье Невы [10]. Всего в Колтушском погосте ему принадлежало восемнадцать деревень, с которых он получал «денег девять гривен и пять денег, а мелкого дохода шестнадцать сыров, два блюда масла, одиннадцать бочек пива, двадцать и четыре пятки льну; а из хлеба треть, да за третью семь коробей и с четверкою ржи, пол осьмы коробей овса» [11].

В начале XVII в., в Смутное время, Приневские земли были заняты шведами. Столбовский мир в 1617 г. официально закрепил их завоевания. В годы шведского владычества православным пришлось претерпеть гонения, многие храмы и монастыри были разграблены и уничтожены. Такая участь постигла Николаевский Ляликин монастырь в Орешке и Ильинский храм в Колтушах [12].

Эпоха шведского владычества хорошо документирована. В шведских источниках уже не упоминаются старые охтинские деревни. Вместо них появляются новые – Туинела, Туккила, Верховье и другие [13].


Сохранившиеся карты позволяют более точно представить их местоположение. Деревня Туккила, которая была «замечательная тем, что она дарована королем городу Ниэну», находилась на территории, «где ныне пороховые заводы» [14], в непосредственной близости от современного Ильинского храма.

Наиболее значимым объектом будущих Пороховых в XVII в. были шведские кирпичные заводы. Их история на сегодняшний день подробно не изучена, но известно, что Охтинский пороховой завод был устроен на месте, «где прежде сего бывали старые швецкие кирпишные заводы». В XIX и XX вв. на Пороховых находили шведские монеты, которые относились к эпохе королей Густава Адольфа и Кристины, а также немецкие тайлеры. Некоторые из этих монет пополнили коллекцию Эрмитажа [15].

В результате захвата Ниеншанца и основания Петербурга в 1703 г. Охтинские земли вернулись в состав России. Начался новый период их истории. В 1715 г. был основан Охтинский пороховой завод, а в 1722 г. освящен первый Ильинский храм, выстроенный для его сотрудников. За местностью постепенно закрепилось название Пороховых. Во времена Российской Империи, когда Пороховые были пригородом столицы, да и в наше время практически ничто не напоминает о длительной допетровской истории этой земли.

священник Павел Кадосов


Источники и литература

  1. Переписная окладная книга по Новгороду Водской пятины 7008 года (2-я половина) // Временник Императорского московского общества истории и древностей российских. Книга 11-я. – М., 1851. – С. 253.
  2. Там же. С. 255.
  3. Краснолуцкий А.Ю. Охтинская энциклопедия. Малая Охта. – М.: Изд-во Центрполиграф, 2011. – С. 315.
  4. Там же.
  5. Переписная окладная книга по Новгороду Водской пятины 7008 года (2-я половина) // Временник Императорского московского общества истории и древностей российских. Книга 11-я. – М., 1851. – С. 253.
  6. Там же. – С. 233, 251.
  7. Земля Невская Православная: Краткий церковно-исторический справочник. – СПб.: Лики России, 2006. – С. 63.
  8. Переписная окладная книга по Новгороду Водской пятины 7008 года (2-я половина) // Временник Императорского московского общества истории и древностей российских. Книга 11-я. – М., 1851. – С. 253.
  9. Там же. – С. 197, 251.
  10. Земля Невская Православная: Краткий церковно-исторический справочник. – СПб.: Лики России, 2006. – С. 86-87.
  11. Переписная окладная книга по Новгороду Водской пятины 7008 года (2-я половина) // Временник Императорского московского общества истории и древностей российских. Книга 11-я. – М., 1851. – С. 255.
  12. Земля Невская Православная: Краткий церковно-исторический справочник. – СПб.: Лики России, 2006. – С. 63, 86.
  13. Краснолуцкий А.Ю. Охтинская энциклопедия. Малая Охта. – М.: Изд-во Центрполиграф, 2011. – С. 316-317.
  14. Цит. по: Краснолуцкий А.Ю. Указ. соч. – С. 317.
  15. Краснолуцкий А.Ю. Указ. соч. – С. 318.