Легенды и были ИльинкиИстория Малой Охты и Пороховых

Легенды и были Ильинской Слободы

      В 1730 году в Петербурге была страшная засуха. К Ильину дню дым от непрекращающихся пожаров окрестных лесов застилал солнце. Тогда был совершен крестный ход из Казанского собора на Пороховые с совершением молебна Пророку Илие. Начавшиеся после этого дожди спасли деревянный Петербург от полного уничтожения в огне. На Елизавету Петровну это произвело такое впечатление, что позднее, став Императрицей, она установила ежегодное повторение крестного хода.

      Традиция держалась лет сорок, пока не была построена известная всем петербуржцам церковь иконы Божией Матери Владимирской, а в ней один из шести приделов (левый нижний) освящен во имя Пророка Илии. Тогда же кто-то смекнул, что Илия один и тот же, а с Казанской площади до Владимирской путь гораздо короче, чем на Пороховые, и в наш храм из центра города крестные ходы более не совершались. Хотя, вообще, русских людей расстояния в таких случаях не пугали. Можно вспомнить традиционный Рождественский крестный ход в Москве вокруг всего Кремля. Это в разгар зимы-то, в рождественские морозы. А во время крестного хода мужчинам принято шапки снимать…

      Первоначальная церковь Пророка Илии были невелика. Заводы же расширялись, да и приходских храмов в ближайших деревнях: Жерновке, Малиновке – не было. Поэтому 22 февраля 1742 года последовал указ Правительствующего Сената: Церковь разобрать и  построить новую  –  по чертежу архитектора И.Я. Шумахера. А уже 14 июля следующего 1743 года «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали: «Сего июля 17 числа на Охтенских пороховых заводах новопостроенная церковь во имя Пророка Илии освящена быть имеет».

      Второй   храм,   также   деревянный,  был   построен  на  месте  первого.  Размеры  его – 10½ х 4 сажени (16х6 м2) – удовлетворяли нуждам прихожан. Однако он имел другой недостаток: не отапливался. Отопить такое обширное помещение с большим количеством окон, которые, как и в нынешнем храме, были в два света, не представлялось возможным. Поэтому в 1760 году пристраивается теплый придел во имя новоявленного чудотворца святителя Дмитрия Ростовского.
 

      Второй храм Ильи пророка оказался недолговечным. Неизвестно что послужило причиной этого, конструктивные недочёты или нерачительное содержание, только в семидесятых годах руководство заводов констатирует неудовлетворительное состояние здания и ставит вопрос о строительстве уже каменного храма на казённый счёт.

       А жизнь на заводах идет своим чередом. К концу века на них производится шестая часть всего пороха России. Место обживается, сменяются поколения пороходелов. Старые уходят в землю. Хоронят их неподалеку – за нынешней ул. Коммуны. На кладбище непременно должна быть церковь, должна быть молитва. И, хотя до храма Илии пророка меньше версты, в 1779 году на кладбище освящается деревянная церковь святого Георгия Победоносца. Забегая вперед, скажем, что церковь, как и кладбище, существовала здесь недолго, а название Георгиевские перешло к воротам заводов, находившимся здесь же, на углу нынешнего шоссе Революции в створе улицы Коммуны. Ворота, построенные первоначально еще в XVIII веке, просуществовали здесь до XX века. Старожилы Пороховых помнят еще этот топоним.

      В 1782 году энергичному Карлу Гаксу, командовавшему в то время заводами, удается добиться выделения Сенатом на постройку храма 9186 рублей 80 копеек и казенных стройматериалов – отличного кирпича, выдержавшего за последующие двести лет немало катаклизмов, и леса. К началу 1785 года церковь была построена, и в том же году освящена. Этот, уже третий храм Илии пророка и дошел до наших дней, хотя и со значительными перестройками. Авторские чертежи храма до сих пор не обнаружены, и чья подпись на них стоит, неизвестно. Однако облик храма возможно установить с большой точностью, ибо все последующие реконструкции хорошо документированы. А, представив себе первоначальный вид, можно делать предположение и об авторе проекта.

      Итак, в 1785 году храм представлял собою ротонду. Деревянная колокольня стояла отдельно, апсида отсутствовала, купол не имел никакого барабана и был более пологим. Отсутствовал и массивный карниз между окнами первого и второго света. Нижние окна, при той же высоте, что и ныне, имели прямоугольную форму. Последующие переделки изрядно исказили чистоту стиля, но и по сей день храм, в особенности его интерьер, производит удивительное величественное, и вместе с тем, изящное впечатление. Проводившиеся здесь в начале 80-х годов исследования реставраторов показали, что эта гамма чувств, возникающая у входящих в храм, является результатом применения архитектором законов пространственной гармонии, которыми он в совершенстве владел.

      Размеры по горизонтали увязаны к размерам по вертикали, длины и высоты – с диаметрами и радиусами. Если же посетитель не просто заглянет в храм, а примет участие в богослужениях суточного круга (на что, естественно, и рассчитывал зодчий), то в этой пространственной симфонии прозвучит еще и мелодия Солнца, видоизменяющего внутренний вид в зависимости от времени суток. Вероятно, это самый светлый храм Петербурга.

     Вообще, в истории каждого из известных автору петербургских храмов был свой звездный час, когда храм, до тех пор ничем не выделявшийся, получал милостью Божией либо чудотворную икону, либо целый уникальный иконостас, либо частицу мощей чтимого святого. В годы гонений большинство этих святынь было разворовано, уничтожено, осквернено. Для нашего храма таким царским подарком явилась сама его вдохновенная архитектура. И этот подарок можно было отнять, только уничтожив сам храм, что чуть было не случилось уже в наше время, но чему волею Божией свершиться было не суждено.


Содержание раздела