Напечатать страницу

Церковь святого пророка Илии. Сквозь века

  
    Церковь святого пророка Илии в Санкт-Петербурге. 1995. СПб           

    «И   вороны   приносили   ему  хлеб  и  мясо  поутру,  и  хлеб  и  мясо  по  вечеру, а  из  потока  он пил. По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю. И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя. И встал он и пошел...
...и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек через Илию. После этого заболел сын этой  женщины,   хозяйки   дома,  и   болезнь   его   была   так  сильна,  что   не   осталось в нем  дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель, и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! Неужели Ты вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И
простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил».(Ветхий завет, 3 Цар., 17, 6–22.)                            

                                           30.03.1411

 
      В северо-восточной части Санкт-Петербурга расположена местность, по традиции именуемая Пороховые. Она представляет собой сегодня большой жилой массив, выстроенный, в основном, в 1970–1980 годы. Однако здесь до сих пор сохранилась почти неизменной долина в междуречье рек Охты и одного из ее извилистых притоков – Луппы. На одном из холмов этой долины возвышается храм святого пророка Божия Илии. Как свидетельствуют архивные документы, история создания церкви начинается с сооружения небольшой часовенки в период строительства Охтинского порохового завода, основанного по указу Петра I в 1715 году.


    Пороховое дело развивалось интенсивно. В 1716 году построили пороховую мельницу, деревянную плотину, крутильную избу, сушильню. Вскоре армия и корабли начали получать порох отечественного производства. Строители и мастеровые на Охтинском заводе были из «вольных». Работать приходилось в трудных условиях – с риском для жизни.


    4 мая 1721года служащие Охтинского порохового завода подали прошение в Главную артиллерийскую канцелярию: «В прошлом 1715 году высланы мы, пороховые, селитерные мастера и ученики и прочие служители из Москвы в Петербург на вечное житье с женами и с детьми и определены на Охтинские пороховые заводы к пороховому и селитерному делу к работе, а от Санкт-Петербурга в дальнем расстоянии в десяти верстах, а церкви Божьей у нас на оных заводах нет, понеже мы имеем в том немалую нужду душевную, жены и дети наши такожде, и мы при пороховой работе у смертного дела помираем без покаяния и без причастия Христовых Таин, дабы повелено из Главной артиллерийской канцелярии послать указом Царского Величества или просительным письмом в Правительствующий Духовный Синод, чтобы нам повелено было построить церковь, которая часовня построена, чтобы оной часовне быть церковью и отпустить бы из Правительствующего Духовного Синода повелительный указ об освящении оной церкви...». По этой просьбе 30 июня 1721 года Синодом был издан указ: «...при Санкт-Петербурге на реке Охте близ пороховых заводов на пристойном к церковному строению месте, построить вновь церковь во имя Святого пророка Илии деревянную, ... под церковь и под кладбище и попу с причетниками под селитьбу отмерить от церкви во все стороны по сороку сажен».



   10.10.145 Из документов того времени не ясно – было ли построено новое здание или переоборудовали существующую часовню. Однако известно, что к июлю 1722 года церковь была освящена. Она представляла собой весьма скромное строение, перекрытое двухскатной крышей. Деревянное здание оказалось недолговечным, и в 1742 году священник Евтихий Ильин подает в Главную артиллерийскую канцелярию прошение, в котором жалуется на плохое состояние строения: «... полы сгнили, парапеты развалились, в крыше течь...», и просит средства на постройку новой церкви.


     Деньги   были   выделены,   и  в  1742–1743   годах  возводится  новое  здание  по  проекту  архитектора И. Я. Шумахера. Церковь построили вблизи старой и освятили 17 июля 1743 года. Она имела уже каменный фундамент (28,8 метра в длину и 10,7 метра в ширину) и одноярусную колокольню. Боковые входы выделены портиками. Просчетом архитектора было отсутствие в здании отопления, поэтому в суровые   зимние   дни  «служба   Божия   отправлялась  с  нуждою   великою». В связи  с  этим, 6  апреля  1760 года было разрешено построить теплую, небольшую церковь во имя святителя Димитрия Ростовского. В декабре того же года она была уже готова.
 

    К 1780 году здание церкви святого пророка Илии, как и предыдущее, пришло в негодность: плитный фундамент, обветшав, опустился в землю, стены прогнили, протекла кровля, купол колокольни от сильных ветров качался, что могло привести к его падению.


    8 января 1781 года было получено разрешение Синода на строительство новой церкви и сбор денег с населения в пределах Санкт-Петербургской епархии сроком на 2 года. 21 января 1781 года дан указ Главной канцелярии артиллерии и фортификации о строительстве, однако деньги поступали медленно, и начальник порохового завода К. Гакс обратился в Главную канцелярию с просьбой: «... на построение оной церкви для положения фундамента, к покупке припасов и материалов... Прошу ныне на первый случай для сделания оного фундамента денег 1500 рублей отпустить...


    2 октября 1781 года деньги были получены, и строительство началось. Одновременно с возведением нового  здания  30  октября  1783  года  был  отдан  указ  о  разборке старого деревянного ввиду того, что «...в зимнее время церковной службы не отправляется, вновь строящаяся каменная церковь на будущий   год   совсем   исправлена   и к   службе  в   готовности   быть   имеет...».   Новая церковь строилась 4 года: 18 октября 1781 года здание было заложено, а 6 сентября 1785 года все оставшиеся от строительства  материалы  были  сданы  на  склад.  Всего  за  период  строительства было истрачено 11 951 рубль, из которых: 10 540 рублей выделено казной и 1411 – собрано населением. (С середины XVIII века 1 рубль – 18 грамм серебра).
 

    Новое здание, частично сохранившееся до наших дней, стало каменным. Крышу окрасили в зеленовато-голубой цвет, балясины и верхний карниз – белилами. В остеклении было использовано «бемское» стекло зеленой воды. Открытая колоннада придавала фасаду рельефность и пластичность. Внутреннее помещение церкви представляло собой двухсветный зал. Стены первого этажа прорезались аркадой в четырнадцать пролетов. Нижняя часть стен отделялась от верхней карнизом, над которым располагались круглые окна второго света.

    Купол украшала роспись с изображением святого пророка Илии на колеснице, запряженной крылатым конем. Однако вскоре вновь встал вопрос об устройстве новой теплой зимней церкви. Проект перестройки был выполнен в 1804 году архитектором Ф. И. Демерцовым, который решил строить новую теплую церковь вплотную к церкви святого пророка Илии. Перед архитектором встала трудная задача объединения церквей в единый объем. Так, новая церковь должна была быть одновременно и колокольней, что создавало большие сложности: перекрытия, входы, лестницы для входа на звоны не давали возможности сделать нижние окна в размер окон основной церкви. Понимая подчиненное положение новой церкви, архитектор сделал небольшую звонницу, решенную очень скромно, не спорящую с куполом основной церкви. Был изменен и профиль окон последней. Демерцов деликатно осуществил пристройку нового здания к уже существующему. Церкви были соединены в единый объем, и, в то же время, остались самостоятельными. Новая однопрестольная церковь-колокольня была освящена во имя святого благоверного князя Александра Невского.



    Популярность церковного комплекса на Пороховых росла. Было принято решение о его расширении. На месте разобранной в 1783 году церкви святого пророка Илии в 1832–1834 годах устраивается каменная часовня во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы, которая в 1889 году (по проекту архитектора Р.Р. Марфельда) перестраивается в часовню шатрового типа. Таким образом, на Пороховых образовался церковный ансамбль, являвшийся великолепным украшением местности и привлекательным местом для прихожан. По данным 1884 года к приходу церкви святого пророка Илии принадлежали служащие и военные порохового завода, артиллерийская команда, жители близлежащих селений: Ржевка, Ковалево, Жерновка, Малиновка (ныне район проспектов Передовиков и Индустриального). Всего до 1000 человек и 700 приходящих.


     В конце XIX века предполагалось увеличение церкви святого пророка Илии. Ввиду этого, в 1897 году по проекту архитектора П. Гилева часовня святой великомученицы Параскевы Пятницы была перестроена в пятикупольную церковь и освящена 18 июля того же года. Икона же святой, находившаяся в этой церкви вплоть до ее разрушения в 1936 году почиталась чудотворной и привлекала к себе немало богомольцев со всех уголков России, особенно, когда совершалось главное празднество в честь святой, заканчивавшееся крестным ходом.


     Крестные ходы на Пороховых были нередким явлением. Так, первый массовый крестный ход прошел летом 1730 года в период страшной засухи. В этом крестном ходу к церкви святого пророка Илии принимала участие почти вся петербургская знать, Двор и духовенство. Вокруг церкви впервые было сконцентрировано общественное внимание, и 20 июля 1744 года указом императрицы Елизаветы Петровны было велено «…к церкви Илии крестное хождение иметь неотменно».


    Одна из последних перестроек церквей святого пророка Илии и святого благоверного князя Александра Невского, до сих пор вызывающая споры архитекторов о ее целесообразности, была проведена в 1901–1902 годах по проекту архитектора В.Я. Симонова. Купол церкви пророка Илии был поднят на барабан, а в церкви святого Александра Невского надстроили второй ярус колокольни и расширили первый, изменили угол стропил крыши, также появилась балюстрада на колокольне.
 

    Привлекательность местности, многочисленность церковных построек сделали Пороховые излюбленным местом летнего пребывания петербургских жителей. «Со стороны Полюстрова... вдали, у самой линии горизонта едва блистали купола церкви на Пороховых заводах», – так писал о своих юношеских  впечатлениях  Александр  Бенуа. Многолюдные гуляния вокруг Ильинской церкви описывает в романе «Обломов» И.А. Гончаров. Упоминаются Пороховые и в «Дневнике провинциала» М.Е. Салтыкова-Щедрина.


    Петербургская  пресса  того  времени  уделяла  большое  внимание  церковным праздникам  на Пороховых. В праздничные ильинские дни из ближайших пригородов и сел к Пороховской слободе шли тысячи богомольцев. Ириновская железная дорога готовила особые экстренные внеплановые сборные поезда; конки и извозчики брались с бою, будучи не в состоянии удовлетворить всех желающих. По реке пускались катера с публикой. В 1890 году в ильинскую пятницу собралось около 30 000 богомольцев, а  в  1892  –  уже  около  80 000.  В  1910 году  протопресвитер  Евгений Аквилонов произносит слово о государственном   значении   праздников   на   Пороховых.   В   911  году   на   праздник   собралось  около 100 000 верующих.


    Закрытие в 1938 году церквей и пожар 1974 года, уничтоживший большую часть интерьера, поставил их на грань полного разрушения. Сгорели купол и живописный плафон. Многолетнее стояние зданий без крыши усилило процесс разрушения. Проект реставрации церквей был подготовлен в 1979 году по решению городских властей. Однако их реальное возрождение началось 10 сентября 1988 года, когда состоялся первый молебен и субботник верующих по восстановлению храмов.


    В результате усилий православной общины в 1988 году  здания  были  переданы  церкви,  и 22 декабря того же года ректором Ленинградской духовной академии протоиереем Владимиром (Сорокиным) освящается церковь святого благоверного князя Александра Невского. 2 августа 1989 года Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, (ныне покойный  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II – ред.)  освятил церковь Святого Пророка Илии.

                                                                 Савостьянок Ю.В.