Напечатать страницу

Петербургские немцы. История династии фон Бодунген

С древних времен в Российском государстве существовала немецкая диаспора. Наивысшего расцвета она достигла при императоре Петре I и его преемниках. В XVIII-XIX вв. немцы составляли самый большой процент жителей Санкт-Петербурга после русских и представляли все слои столичного населения – от рабочих до членов царской семьи.

Я хочу рассказать о своих родственниках – династии петербургских немцев фон Бодунген. Основатель династии, Карл Бодунген (1804-1863), родился в городе Ганноверш-Мюнден [1]. Этот город располагался в герцогстве Брауншвейг-Люнебург на северо-западе Германии (современная Нижняя Саксония).

Карл фон Бодунген приехал в Петербург в первой половине XIX в. В русских документах он получил имя Карла Федоровича [2]. Карл Федорович окончил Императорскую медико-хирургическую академию [3] (современная Военно-медицинская академия) и стал гоф-хирургом при дворе великой княгини Марии Николаевны [4], дочери императора Николая I.

Гоф-хирург – немецкое слово, означающее придворного хирурга. В настоящее время термин «хирург» подразумевает узкую медицинскую специализацию. До революции слово имело более широкий смысл, хирург мог работать и в других областях медицины. Карл Федорович Бодунген был известен в Петербурге как искусный акушер [5].

У Карла Федоровича было много детей. В архивах удалось найти сведения о пятерых. Старшей из них была дочь, Юлия Карловна. В 1851 г., в возрасте 18-ти лет, она выдержала экзамен на звание домашней учительницы, и многие десятилетия обучала детей в семьях русской знати. Среди нанимателей Юлии Карловны были такие известные петербуржцы, как писательница и общественная деятельница Софья Цезаревна Кавос-Дегтярева, князь Платон Сергеевич Оболенский, дочь инженер-генерала А.А. Серебрякова Софья Апполоновна Пущина.


Свыше шестидесяти лет Юлия Карловна фон Бодунген занималась частным преподаванием. Замуж она так и не вышла. В возрасте 80-ти лет у нее началась старческая деменция. По настоянию врачей, Юлия Карловна была помещена в Дом призрения душевнобольных императора Александра III на Удельной (ныне психиатрическая больница им. И.И. Скворцова-Степанова), где она и умерла в 1916 г [6].

Брат Юлии Карловны, Густав Карлович фон Бодунген (1836-1893) [7], окончил Пятую Санкт-Петербургскую гимназию. Он мечтал стать юристом и в 1856 г. записался на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. До революции образование было платным. Предполагалось, что обучение Густава Карловича будет оплачивать дедушка. Но в год поступления внука в университет он скоропостижно скончался. По совету родителей Густав Карлович оставил университет и перешел в Медицинскую академию, чтобы пойти по стопам отца [8].

В 1862 г. Густав Карлович получил звание лекаря (лекарями официально называли врачей в Российской империи) и в последующие годы служил в различных учреждениях и больницах Санкт-Петербурга. В 1865-1866 гг. он состоял в Городской санитарной комиссии по предупреждению распространения холеры. Благодаря деятельности этой комиссии число жертв во время эпидемии 1866 г. было сведено к минимуму. В разгар эпидемии Густав Карлович был окружным врачом в Спасской части. Обязанностью окружного врача было посещение больных на дому, выявление и госпитализация больных холерой. После окончания эпидемии Густав Карлович удостоился признательности Санкт-Петербургской Городской Думы.

С 1872 г. Густав фон Бодунген служил в Детском приюте барона Штиглица. Медицинскую деятельность он совмещал с административной, неоднократно замещал директора. В 1891 г., указом императрицы Марии Федоровны (жены императора Александра III), фон Бодунген, в связи с увольнением своего предшественника, был назначен директором приюта [9].

Через полтора года после назначения директором Густав Карлович умер от воспаления легких и был погребен на Смоленском лютеранском кладбище [10].

Двое братьев Густава Карловича – Фридрих и Карл – служили в Императорском воспитательном обществе благородных девиц – знаменитом Смольном институте. Фридрих Карлович преподавал географию, а Карл Карлович – немецкий язык.


Смолянка А.С. Ешевская в своих «Воспоминаниях о Смольном институте» называет Карла и Фридриха «злыми братьями Бодунген». По ее словам, они прекрасно знали свои предметы и интересно преподавали, но при этом были очень суровы с воспитанницами. Особенно суров был Карл Карлович. Ешевская пишет, что он был очень хорош собой, но из-за своего характера не имел многочисленных поклонниц. Смолянки даже жалели, что он преподает немецкий язык, а не физику – в таком случае можно было бы переломать у него в классе все приборы [11].

Фридрих Карлович рано оставил преподавание – он страдал болезнью глаз и в возрасте сорока лет полностью ослеп. По ходатайству принца Петра Георгиевича Ольденбургского Фридриху Бодунгену была назначена пенсия [12]. Покровительство Ольденбургского объясняется тем, что помимо Смольного института Фридрих Карлович преподавал в Императорском училище правоведения, основателем и попечителем которого был принц Петр Георгиевич. Кроме того, сын принца Ольденбургского был женат на дочери великой княгини Марии Николаевны, чьим придворным врачом некогда был отец Фридриха Карловича Бодунгена.

Более тридцати лет Фридрих Карлович прожил слепым. Умер он незадолго до революционных событий 1917 г. В документах конца XIX – начала XX веков он именуется на русский манер, Федором Карловичем. Поэтому у его детей было отчество «Федоровичи».

Благодаря покровительству принцев Ольденбургских, сыновья Федора Карловича смогли окончить Императорское училище правоведения [13] и впоследствии занимали высокие государственные посты.

Федор Федорович Бодунген служил секретарем при дворе великой княгини Ольги Александровны, сестры императора Николая II, и ее мужа, принца Петра Александровича Ольденбургского [14].

Брат Федора Федоровича, Евгений Федорович Бодунген, служил в Сибири. В 1909 г. он был назначен вице-губернатором Камчатской области. Под его руководством была построена часовня защитникам Петропавловска. Также Евгений Федорович участвовал в составлении герба города Петропавловска. Этот герб лежит в основе современного герба Петропавловска-Камчатского. В 1913 г. Евгений Федорович был переведен на должность вице-губернатора Амурской области [15]. После начала Первой Мировой войны, из-за вспышки антинемецких настроений, Евгений Федорович и его семья сменили фамилию на Алексеевские [16]. В марте 1917 г., когда в Амурской области стало известно о революционных событиях в Петрограде, Евгений Федорович Алексеевский был арестован во время народного митинга под крики «долой царского сатрапа» [17]. В 1930 г. он умер в ссылке в городе Томске [18].


Первым браком Евгений Федорович был женат на дочери Василия Петровича Авенариуса [19], известного до революции писателя. Второй его женой стала Людмила Ивановна Кульнева, родственница генерала Якова Петровича Кульнева, героя Отечественной войны 1812 г. Сын Евгения Федоровича от второго брака, Николай Евгеньевич Алексеевский (1912-1993) был выдающимся физиком-экспериментатором.

После революции многие представители рода фон Бодунген эмигрировали. Судьба нескольких оставшихся сложилась трагично.

Фердинанд Густавович фон Бодунген, сын доктора Густава Карловича, окончил Петришуле (известную немецкую школу в Санкт-Петербурге) и богословский факультет Дерптского университета. В 1901 г. он был посвящен в пасторы и служил в лютеранской кирхе Апостола Петра в Петергофе [20]. В 1937 г. 65-летний пастор Фердинанд был арестован по обвинению в шпионаже в пользу гитлеровской Германии. 15 января 1938 г. он был расстрелян [21] и похоронен в Левашовской пустоши под Ленинградом [22].

По некоторым сведениям, репрессирован был и двоюродный брат Фердинанда Густавовича, Алексей Адольфович Бодунген. В некоторых современных публикациях его ошибочно называют Александром [23]. Выпускник Института инженер путей сообщения, сотрудник Управления Северо-Западной железной дороги [24], известный нумизмат и коллекционер, он собрал огромную коллекцию почтовых марок, монет и фарфоровых фигурок. После его ареста коллекция была уничтожена [25].

В настоящее время потомков Бодунгенов по мужской линии в Петербурге не осталось.


Источники и литература

  1. Метрическая запись о смерти Карла фон Бодунгена. РГИА. Ф. 828. Оп. 14. Д. 128. Лл. 157об.-158.
  2. Городской указатель или адресная книга присутственных мест, учебных заведений, врачей, художников и разных предметов торговой и ремесленной производительности на 1850 г. – СПб., 1849. – С.74.
  3. Фон Бодунген, Карл. РГВИА. Ф. 316. Оп. 63. Д. 405.
  4. Прошение Л.А. Бровцыной г-ну помощнику попечителя Дома призрения для душевнобольных императора Александра III (указаны сведения о происхождении рода Бодунген)//Фон Бодунген, Юлия Карловна (история болезни). ЦГИА СПб. Ф. 389. Оп. 1. Д. 3311. Л. 4.
  5. Крылов-Толстикович А.Н. Русские врачи XVIII – начала XX столетий. http://www.proza.ru/2012/12/27/678); Большая биографическая энциклопедия (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/11887/%D0%91%D0%BE %D0 %B4%D1%83%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BD
  6. Фон Бодунген, Юлия Карловна (история болезни). ЦГИА СПб. Ф. 389. Оп. 1. Д. 3311. Лл. 4,6,11.
  7. Саитов В.И. Петербургский некрополь. В 4-х тт. – СПб., 1912-1913.– Т.I. С.249.
  8. По прошению окончившего курс наук в Пятой гимназии Густава фон Бодунгена о принятии его в число студентов Университета. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 5. Д. 147. Лл. 2,3.
  9. О службе Директора Приюта Барона Штиглица надворном советнике Густаве Карловиче фон Бодунгене. ЦГИА СПб. Ф. 411. Оп. 3. Д. 408. Лл. 1,3,4,8,12об.-14об.
  10. Метрическая запись о смерти Густава фон Бодунгена. ЦГИА СПб. Ф. 2294. Оп. 1. Д. 4. Лл. 210об.-211.
  11. Ешевская А.С. Воспоминания о Смольном институте. http://feb-web.ru/feb/rosarc/rab/rab-352-.htm.
  12. Об определении коллежского ассесора Бодунгена воспитателем. ЦГИА СПб. Ф. 355. Оп. 1. Д. 3780. Лл. 38,46, 47об, 58.
  13. Бодунген Евгений, Бодунген Федор. ЦГИА СПб. Ф. 355. Оп. 1. Дела 343,344.
  14. Весь Петербург: Адресная и справочная книга г. Санкт-Петербурга на 1909 г.: 16-й г. изд. – [1909] – 1026 с., 2205 стб. разд. паг., 5 л. план., 1 отд. л. план.: ил., план. – Разд. I., стб. 48; Письмо Ф.Ф. фон Бодунгена, секретаря великой княгини Ольги Александровны, графу Д.И. Толстому. РГИА. Ф. 696. Оп. 1. Д. 133. Л. 1.
  15. РГИА ДВ. Ф. 704. Оп. 8. Д. 360. Л. 1-26об., 42-43, 119, 151-156 (Цит. по: http://www.belogorck.ru/amurskaya-oblast/istoriya-v-litsakh/gubernatory-1858-1917).
  16. О разрешении вице-губернатору Амурской области Евгению фон Бодунгену и его семье изменить фамилию на "Алексеевские". ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 109. Д. 166. Лл. 6-7об.
  17. Бойко-Павлов Д.И., Сидорчук Е.П. Так было на Дальнем Востоке. – М.: Мысль, 1964. – С.33. (Цит. по: http://www.belogorck.ru/amurskaya-oblast/istoriya-v-litsakh/gubernatory-1858-1917).
  18. Архив профессора Эрика Амбургера.
  19. Метрическая запись о рождении Ирины Евгеньевны Бодунген. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 1430. Лл. 113об.-114. РГИА ДВ. Ф. 704. Оп. 8. Д. 360. Л. 1-26об., 42-43, 119, 151-156 (Цит. по: http://www.belogorck.ru/amurskaya-oblast/istoriya-v-litsakh/gubernatory-1858-1917).
  20. Послужной список пастора Фердинанда фон Бодунгена за 1909 г. РГИА. Ф. 828. Оп. 13. Д. 206. Лл. 65об.-66.
  21. Следственное дело Фердинанда Густавовича Бодунгена. Архив УФСБ СПб и ЛО. Арх. № П-70715.
  22. Санкт-Петербургский мартиролог; Энциклопедия Петришуле.
  23. См., например http://www.bonistikaweb.ru/miniatur/1996-bon3.htm; http://larmus.com/kollektsii-tozhe-umirayut/. Согласно послужному списку, у таможенного чиновника Адольфа Карловича фон Бодунгена не было сына Александра, годом рождения которого называют 1881 г. В этом году у Адольфа Карловича родился сын Алексей (Личное дело Императорского Петербургского университета студента Алексея Адольфовича фон Бодунген. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 37534. Л. 9).
  24. Алексей Адольфович фон Бодунген. ЦГИА СПб. Ф. 1374. Оп. 3. Д. 1852. Л. 1об.
  25. Коллекции тоже умирают (http://larmus.com/kollektsii-tozhe-umirayut/).