Напечатать страницу

"Честные Господа, пожалуйте сюда"

По сложившейся дружбе учащихся  Воскресной школы  храма Пророка Илии  с Русским музеем, наш верный друг и экскурсовод  Елена Владимировна  радушно пригласила нас 29 ноября 2015 г. на новую выставку художника Павла Федотова,посвященную 200-летию со дня его рождения.

И хотя  у нас была запланирована лекция в залах музея по теме "Русские художники второй половины 19-го века", большинство из нас, во главе с диаконом Павлом Кадосовым, согласились познакомиться с творчеством этого художника, жившего в 19-ом веке.

На экспозиции было представлено около 40 живописных и более 100 графических произведений из собрания Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея и Ивановского областного художественного музея.

Елена Владимировна очень живо и интересно рассказала о художнике Павле Федотове как о разностороннем мастере прославленных жанровых картин, замечательных портретов, гениальном рисовальщике, стихотворце.

Юношеское увлечение сочинением басен, элегий, пьес, романсов продолжалось всю его жизнь. А наиболее интенсивно – в последние годы; впрочем, всегда урывками, в минуты отдыха. Это были также и стихотворные пояснения к собственным картинам, песни и т. д.

Стихи П. А. Федотова по своему художественному значению, конечно, не идут ни в какое сравнение с его живописно-графическими работами, однако, созданные на общей с ними основе, родственны их настроениям и темам. В основном, наиболее интересная часть стихов - это социальная сатира.

      Стихотворение Федотова П. А. 1847 г.

Картина "СВЕЖИЙ КАВАЛЕР  или где завелась дурная связь, там и в великий праздник - грязь".

                       Где завелась дурная связь,

                       Людей порядочных стыдясь,

                       Там их как можно избегают,

                       Друзей под масть уж подбирают;

                       Друзья под масть лишь потакают;

                       За снисходительность же их

                       Хозяин также должен в них

                       Оправдывать их заблужденья:

                       За снисхожденье - снисхожденье.

                       Потом, боясь их оскорбить,

                       Он не откажет разделить

                       И с ними то, что им по нраву,

                       И так он нехотя отраву,

                       Сначала морщась, будет пить,

                       Потом, привыкнув, находить,

                       Что этот яд не так опасен,

                       Что ропот на него напрасен,

                       И наконец, что знал за грязь,

                       Уже полюбит, с ней сроднясь,

                       И будет даже удивляться,

                       Как мог он этого бояться.

                       Но между тем увидит сам,

                       Что он к порядочным людям

                       Стал больше прежнего не к масти,

                       В кругу их быть - уж род напасти,

                       Упрека полны взоры их.

                       Тут, с горем убежав от них,

                       Встревожив совесть, он стремится

                       В разгуле страсти позабыться,

                       И, упоенный, счастлив он;

                       Тут совесть отыскала сон.

                       И вот на поприще разврата

                       Уж он далек, уж нет возврата,

                       Расслабла совесть ото сна,

                       От опьяненья, а она,

                       Бывало, тенью неразлучной

                       Плелась за ним, как страж докучный,

                       И берегла его от бед.

                       Но тень резка, коль ярок свет.

                       Его же солнце вихрь могучий

                       Страстей, пороков черной тучей

                       Затмил, как в сумраке предмет;

                       Он мрачен стал - и тени нет.

                       Так он один в потемках бродит,

                       В потемках тень за ним не ходит.

                       Победу празднуя, порок

                       Нахально носит свой венок.

                       И если встретит вдруг презренье,

                       Уж не раскаянье, а мщенье

                       В душе порочной закипит:

                       К злодейству - шаг, коль совесть спит.

Как и многие талантливые люди того времени, он жил и умер недостаточно понятым и оцененным своими современниками. Павел Андреевич Федотов — одинокая и трагическая фигура в русском искусстве середины XIX в.

Конечно, творческое наследие этого художника не настолько емкое по сравнению с другими известными художниками 19 века. Однако, он заслуженно носит имя первооткрывателя сатиры в русской живописи. Созданные им работы крепко вошли в историю изобразительного искусства и покоряют нас необычным, уникально тонким мастерством и непревзойденным реализмом. Его миниатюрные картины производят удивительные впечатления на сегодняшних современников.

        … « А , что, господа, чай устали глаза?

                А вот, налево,- святые образа.

                       Извольте перекреститься

                           Да по домам расходиться . » …

                                                                     П.А.Федотов.

                                                                                               Учащиеся и прихожане храма Пророка Божия Илии.