Напечатать страницу

Первый ильинский алтарник и его семья

Ильинский приход был основан в начале 1720-х годов. Первое время постоянного алтарника в нем не было. Священнику помогали добровольцы из прихожан. Наконец, в 1724 г. был официально назначен пономарь. Им стал приезжий торговец Василий Аникеев.

Василий Аникеев родился примерно в 1670-е или в начале 1680-х гг. в городе Руза под Москвой. Его отец, Аникей Степанов, служил пономарем в Покровском храме города Рузы. Родители рано умерли, и Василий оказался на воспитании у их «свойственника» – кузнеца, в приходе Троицкой церкви Садовой слободы. В этой церкви Василий Аникеев стал пономарем. Прослужив «с 10 лет», он по каким-то причинам оставил место. Как сказано в документе, «от онаго состояния своего отошел». Около 1718 г. бывший пономарь со своим семейством «пришедши в Питербурх», где занялся торговлей на Охтинском пороховом заводе. Дела у него не пошли, так что Василий Аникеев был даже вынужден просить подаяние на паперти Ильинского храма.

Ильинский священник отец Григорий Михайлов, командир завода Яков Батищев и другие пороховчане обратились к императору Петру I с ходатайством о назначении Василия Аникеева пономарем в Ильинский храм. В ту эпоху даже столь незначительные вопросы решались с привлечением высшей власти. Василий Аникеев представлялся идеальной кандидатурой на должность пономаря, так как был сыном церковнослужителя и сам в прошлом служил при храме. Вряд ли в те времена кто-то еще на Пороховых разбирался в церковном служении.

Император утвердил Василия Аникеева на должность пономаря, и он состоял при Ильинском храме до самой смерти. Пономарь должен был прислуживать за богослужением (подавать кадило, ходить со свечой), звонить в колокола, возжигать светильники, следить за порядком в алтаре и во всем храме. На Василии Аникееве лежала вся хозяйственная деятельность прихода. Пономарское служение ему часто приходилось совмещать с обязанностями дьячка, т.е. чтеца. В XVIII в. дьячки в Ильинском храме были далеко не всегда.

Со священником, о. Григорием Михайловым, у Василия Аникеева сложились хорошие отношения. Это подтверждается тем, что в 1735 г. о. Григорий стал восприемником при крещении одного из внуков Василия Аникеева. Родители младенца жили далеко от Ильинки, и о. Григорию пришлось проделать дальний путь.

Жену Василия Аникеева звали Ксения Федоровна. В Петербург они приехали вместе. Известно, что у них было двое сыновей. В раннем детстве оба разделяли с родителями скитания, а юность их прошла на Пороховых. Впоследствии младший сын, Иван, служил псаломщиком в Петропавловском соборе. Служение старшего сына, Игнатия Васильевича, проходило в церкви прп. Сергия Радонежского в Артиллерийской слободе (район современной ул. Чайковского). В 1739 г. он стал главным священником этого храма (термин настоятель в XVIII в. практически не употреблялся). Именно при о. Игнатии маленькая деревянная церковь была перестроена в камне, а впоследствии стала одним из главных военных храмов Российской империи. В советское время Сергиевский Всей Артиллерии собор был уничтожен.

Когда Ксения Федоровна умерла, Василий Аникеев вступил во второй брак. Его новой женой стала купеческая вдова Агафия Игнатьевна. Оба они были уже пожилые. Очевидно, целью этого брака была поддержка друг друга в старости.
Новый брак Василия Аникеева стал препятствием для его служения, так как по церковным правилам второбрачный не может заходить в алтарь. Но за неимением других кандидатов Василий Аникеев продолжал исполнять обязанности пономаря. К началу 1740-х годов он был уже совсем дряхлым и немощным: часто болел, стал плохо видеть. Служить ему стало затруднительно. В Российской империи, особенно среди духовенства, была традиция передачи мест по наследству. Как уже говорилось, родные сыновья Василия Аникеева служили в других местах. Было решено посвятить в пономари его пасынка Андрея Иванова, сына Агафии Игнатьевны от первого брака. Пока решался вопрос о назначении Андрея Иванова, в январе 1742 г. Василий Аникеев умер. За несколько дней до смерти он исповедался и причастился. Причащал, а потом и отпевал первого ильинского пономаря новый пороховской священник Евтихий Ильин. Отец Евтихий хорошо знал семью Василия Аникеева, так как много лет служил вместе с его сыном Игнатием в Сергиевской Артиллерийской церкви. Василий Аникеев был похоронен на старом Пороховском кладбище, которое находилось рядом с Ильинским храмом. Сейчас на его месте разбит сквер и находится памятный крест в честь расположенного там ранее храма во имя св. мч. Параскевы Пятницы. (Разрушен в 1936г.)

Из-за бюрократической волокиты, Андрей Иванов был официально утвержден пономарем Ильинского храма только через год после смерти отчима, в 1743 г. В то время существовал специальный чин посвящения в пономари. Над Андреем Ивановым его совершил священник Петропавловского собора Петр Степанович Гребневский. Посвящению предшествовал «допрос» на знание догматов и заповедей.

В 1744 г. Андрей Иванов был произведен в дьячки. Теперь его обязанностью было читать за богослужением. На освободившееся место пономаря был поставлен Родион, брат покойного Василия Аникеева.
Когда умер его отец, Родиону Аникееву было два года. Он был воспитан старшим братом, помогал ему в храме и «был при нем до его смерти». Семьи у Родиона Аникеева не было. Перед посвящением в пономари он был «испытан протодиаконом Петропавловского собора Михаилом Алексеевым». К тому времени Родиону было уже больше пятидесяти лет, что для XVIII в. было преклонным возрастом. В 1751 или 1752 гг. он вышел на покой и остался жить при Ильинском храме. Умер Родион Аникеев в 1759 г.

В начале 1750-х гг. дьячок Андрей Иванов был переведен в Петропавловскую церковь при Сухопутном госпитале, и покинул Пороховые вместе с женой, детьми и матерью Агафией Игнатьевной, вдовой Василия Аникеева. Такова «пороховская часть» истории семейства первого ильинского алтарника.

 

Дополнительная информация

  • Автор: иерей Павел Кадосов