Напечатать страницу

священник Евтихий Ильин

 Вторым священником, служившим в Ильинском храме, был отец Евтихий Ильин. В публикациях по истории нашего храма говорится, что его служба в Ильинке продолжалась с 1742 по 1751 год (1). На основании недавних исследований было установлено, что отец Евтихий служил у нас гораздо дольше – до 1760 г.(2)

Период его служения составляет целую эпоху в истории Пороховых. При священнике Евтихии был разобран старый обветшавший храм и построен новый, по проекту архитектора И.Я. Шумахера (предшественник современного храмового здания) (3). В 1744 г. императрица Елизавета Петровна повелела совершать торжественные крестные ходы из Петербурга на Пороховые (4). Развивался Охтинский пороховой завод, росло число его сотрудников, а тем самым увеличивалось и количество прихожан (5).

Насколько возможно, проследим биографию этого священника.

Родился будущий пастырь в первом десятилетии XVIII в. На страницах церковных документов он впервые упоминается в 1733 г. в связи с конфликтом. В начале указанного года в Святейший Синод поступило «челобитье» диакона Сергиевской церкви в Артиллерийских слободах Игнатия Василия о том, что 10 января он поссорился с пономарем Евтихием Ильиным «из-за обиды». Ссора продолжалась недолго – 17 января клирики помирились. При этом выяснилось, что в документах Петербургского духовного правления пономарь Евтихий Ильин не значится. Для разрешения недоумения, он был вызван в правление на допрос.

Во время допроса Евтихий показал, что происходит он из Крутицкой епархии и родился в селе Верхососенье Ливенского уезда (ныне Орловская область). Его отец, священник Илья Афанасьев служил там в Богоявленском храме. Около 1715 г. отец Илья оставил служение и «съехал из того села с ним, с Евтихием». Причину такого поступка своего родителя Евтихий Ильин, как сказано в документе, «не ведал». Через некоторое время отец Илья с сыном приехал в Петербург. В новой столице он получил место священника «при артиллерийском полку», где служил до своей смерти в 1727 г. Юный Евтихий выполнял при отце обязанности пономаря. Осиротев, он продолжал нести пономарское служение без официального оформления. В Синодальный период это было серьезным нарушением.

Установив, что Евтихий Ильин не имеет канонических препятствий для церковной службы, священноначалие благословило его на пономарство в Сергиевской церкви. Из-за бюрократической волокиты (для служения в петербургских храмах тогда требовался указ императора) официальное назначение состоялось через год после начала расследования – в январе 1734 г.(6)


Пономарь Евтихий прослужил в Сергиевской церкви несколько лет. Несомненно, что в это время он имел возможность общаться с причтом Ильинского храма и мог бывать на Пороховых. Его бывший недруг, диакон, а с 1739 г. священник Сергиевской церкви Игнатий Васильев (7) был сыном ильинского пономаря Василия Аникеева (8). А священник Ильинского храма, отец Григорий Михайлов, приходился двоюродным братом Евтихию Ильину. Такой вывод можно сделать из бумаг отца Григория, в которых он называет себя родным племянником покойного священника Ильи Афанасьева (сыном которого был Евтихий) (9).

Таким образом, еще до назначения на Пороховые у Евтихия Ильина были тесные связи с пороховчанами.

В 1739 г. освободилось место священника в Троицкой церкви Красного села. Пономарь Евтихий Ильин был выдвинут кандидатом на это место. Перед рукоположением он прошел проверку на знание заповедей и Таинств (как сказали бы сейчас, «ставленнический экзамен»). По мнению священноначалия, готовность Евтихия Ильина к священству оказалась недостаточной. Его обязали прослушать «поучения о Символе Веры, Таинствах и заповедях». «Переэкзаменовку» принимал будущий священномученик, в то время иеромонах Синодального дома и законоучитель Арсений (Мацеевич). По его мнению, Евтихий Ильин «явился к произведению в священство достоин».

Накануне хиротонии состоялась исповедь, на которой Евтихий также был признан достойным священства.

27 июня старого стиля 1740 г. он был рукоположен в диакона, а на следующий день – в иерея. Перед отправлением в Красное село, отец Евтихий «обучался священнодействию» в своей родной Сергиевской церкви (10). Как видим, схема поставления священнослужителей в XVIII в. была очень похожа на современную: рукоположению предшествовали ставленнический экзамен и ставленническая исповедь, а после хиротонии клирик проходил ставленническую практику.

В Красном селе отец Евтихий прослужил меньше двух лет. О том, как проходило там его служение, никаких сведений не сохранилось. В январе 1742 г. родственник иерея Евтихия Ильина, ильинский священник Григорий Михайлов, был переведен в церковь Ямской слободы (современный Крестовоздвиженский собор) (11), и отец Евтихий был назначен на его место.

Всю оставшуюся жизнь Евтихий Ильин служил на Пороховых. Здесь он проявлял исключительную ревность и усердие. Практически сразу после назначения отец Евтихий добился разборки старого обветшавшего здания Ильинского храма и постройки нового (12). Вновь построенную церковь освящал епископ Никодим (13), первый архиерей новообразованной Петербургской епархии.

При отце Евтихии устанавливается практика ежегодных крестных ходов из Санкт-Петербурга на Пороховые (которые в те времена находились за чертой города) (14).


Большинство ильинских прихожан в те времена составляли работники Охтинского порохового завода, которые являлись военнообязанными. Сохранились сведения, как отец Евтихий в Ильинском храме принимал у них присягу (15).

С заводским начальством у священника сложились хорошие отношения. Старшие офицеры неоднократно становились восприемниками при крещении детей отца Евтихия Ильина (16).

Жену отца Евтихия звали Наталия Егоровна. Она была дочерью поручика. Будущий священник познакомился с ней, когда жил в Артиллерийской слободе. Поженились они в 1732 г. (17)

Отец Евтихий и матушка Наталия имели много детей. Трое их сыновей служили дьячками в Ильинском храме (18). Наталия Егоровна умерла в июне 1759 г. На момент смерти она еще не достигла 50-летнего возраста (19). Причина смерти матушки Наталии неизвестна – в те годы сведения об этом в метрические книги еще не вносились. Отец Евтихий пережил жену всего на несколько месяцев. В конце января 1760 г. он умер в возрасте около 60-лет. Умирающего клирика исповедал и причастил священник Сампсониевской церкви на Выборгской стороне Иоанн Никонов (20).

Место захоронения отца Евтихия Ильина в метрической книге не указано, но можно предположить, что он был похоронен рядом с женой на Старом Пороховском кладбище, близ современного здания Ильинского храма.


Источники и использованная литература

  1. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: Вып. 8-й. – СПб., 1884. – С. 219. Страницы истории храма Святого пророка Илии г. Санкт-Петербурга. – СПб., 2013. – С. 16.
  2. Метрическая книга храма Святого пророка Божия Илии при Охтинских пороховых заводах за 1760 г. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 49. Л. 316.
  3. Страницы истории храма Святого пророка Илии г. Санкт-Петербурга. – СПб., 2013. – С. 6.
  4. Там же. С. 5.
  5. Каменев К.И. Историческое описание Охтенского Порохового завода: в 2-х ч. – СПб.: типография «Артиллерийского журнала», 1891-1894. – Ч. I. – С. 120-152. Исповедные ведомости храма Святого пророка Божия Илии при Охтинских пороховых заводах за 1754-1758 гг. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 112. Д. 117. Л. 218, 341об.-342.
  6. Об определении сына священника Евстафия Ильина в Сергиевскую церковь при Артиллерийской слободе пономарем. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 1014. Л. 1об., 2, 6, 12, 12об. /В заголовке дела Евтихий Ильин ошибочно назван Евстафием/.
  7. О производстве дьякона Сергиевской церкви при Артиллерийских слободах Игнатия Васильева в священники. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 1860. Л. 14об.
  8. О производстве сына пономаря Ильинской церкви Василия Аникеева Игнатия в дьяконы и определении его в новую Сергиевскую церковь в Пушкарской слободе. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 827. Л. 2.
  9. Об определении священников к пороховым заводам, в Абовский гренадерский полк, в Казанскую церковь Тосненского Яма и в артиллерийский полк. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 151. Л. 23.
  10. О производстве пономаря Сергиевской церкви при Артиллерийских слободах Евтихия Ильина в священники и определении его в Троицкую Екатерининскую церковь с. Красное. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 2038. Л. 1, 1об., 3, 3об., 14, 16об., 17.
  11. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: Вып. 7-й. – СПб., 1883. – С. 159.
  12.  Каменев К.И. Историческое описание Охтенского Порохового завода: в 2-х ч. – СПб.: типография «Артиллерийского журнала», 1891-1894. – Ч. I. – С. 125.
  13. Там же. С. 126.
  14. Страницы истории храма Святого пророка Илии г. Санкт-Петербурга. – СПб., 2013. – С. 5.
  15. Формулярные списки артиллерии разным частям служителям и мастеровым (1758 г.). ЦГИА СПб. Ф. 1285. Оп. 1. Д. 4. Л. 28, 67-68.
  16. Запись о рождении Ирины, дочери священника Евтихия Ильина. Метрическая книга Ильинского храма за 1745 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 15. Л. 321об. Запись о рождении Наталии, дочери священника Евтихия Ильина. Метрическая книга Ильинского храма за 1746 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 15. Л. 321об.
  17.  Об определении сына священника Евстафия Ильина в Сергиевскую церковь при Артиллерийской слободе пономарем. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 1014. Л. 2об. /В заголовке дела Евтихий Ильин ошибочно назван Евстафием/.
  18. Исповедные ведомости храма Святого пророка Божия Илии при Охтинских пороховых заводах за 1753 г. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 112. Д. 84. Л. 549. Об определении сына священника Ильинской церкви при Охтинских пороховых заводах Евтихия Ильина Ивана дьячком в ту же церковь. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 4275. О переводе дьячка Воскресенской церкви с. Яблоницы Ямбургского заказа Андриана Евтихиева в Ильинскую церковь при Охтинских пороховых заводах. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 7459.
  19. Метрическая книга храма Святого пророка Божия Илии при Охтинских пороховых заводах за 1760 г. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 47-2. Л. 289об.
  20.  Метрическая книга храма Святого пророка Божия Илии при Охтинских пороховых заводах за 1760 г. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 49. Л. 316.

Дополнительная информация

  • Автор: иерей Павел Кадосов