Легенды и были ИльинкиИстория Малой Охты и Пороховых

Из истории Ильинского храма: священник Боголюб Захарьев – иеромонах Филипп

Последовало разбирательство с участием благочинного. Было установлено, что отец Боголюб «приходил… в церковь не хмелен», а «не исправлял» службы после благовеста только «в летнее работное время», «за неприходом в церковь богомольцев» (речь шла о богослужениях суточного круга – вечерне, утрени и часах, а не о Божественной литургии). При этом дознаватели признали, что он задолжал дьячку «со славленых денег» один рубль, «да из разных доходов» девяносто одну копейку, а также, что во время декабрьского славления «священник Боголюб будучи хмелен упал по причине прилучившейся скользкости и мокроты… и вставше садясь в сани подрал дьячка Евтихиева за волосы и то слегка» [12].

Следует пояснить, что обычай, в соответствии с которым служители Церкви в большие праздники ходили по домам прихожан и «славили Христа» (т.е., исполняли несколько праздничных песнопений) был широко распространен в России, особенно в сельской местности. В соответствии с народной традицией, духовенство при этом было принято угощать, причем в состав угощения входили алкогольные напитки. Подобная практика неоднократно подвергалась критике, как из-за литургической бессмысленности, так и по причине сопровождавших ее злоупотреблений. Именно обычай праздничного славления изображен на картине В.Г. Перова «Сельский крестный ход на Пасху». Но искоренить эту традицию было практически невозможно, так как она служила важным источником доходов для духовного сословия. Вероятно, в бедном ильинском приходе хождение по домам прихожан совершалось не только на Пасху, но и на Рождество Христово (которое по старому стилю совершается 25 декабря), чем и объясняется неприятный декабрьский эпизод в 1770 г.

Наверняка в этой истории не последнюю роль сыграла бедность дьячка [13]. Желание получить более доходное место могло заставить его сгустить краски в жалобах на отца Боголюба.

В результате священника обязали вернуть Адриану Евтихиеву удержанные доходы, а «за неслужение после благовеста и за дранье дьячка за волосы взять с него… на воспитательный дом рубль» [14].

Судя по всему, конфликт на этом был исчерпан. Отец Боголюб служил с дьячком Адрианом еще долгие годы и в документах больше ничего не говорится о проблемах между ними.

Несмотря на явную некрасивость изложенной истории, из нее можно многое узнать о жизни прихода в XVIII веке. Упоминается передвижение священника зимой на санях, служение (судя по всему – ежедневное) вечерни, утрени и часов, отсутствие молящихся на будничных службах в летнее время по причине занятости различными работами.


Дополнительная информация

  • Автор: иерей Павел Кадосов

Содержание раздела