НОВОМУЧЕНИКИ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

На Пороховых бывал и другой известный священномученик – протоиерей Философ Орнатский (1860-1918), настоятель Казанского собора. Согласно воспоминаниям его дочери, именно в Ильинском храме отец Философ совершал свою последнюю службу незадолго до ареста в августе 1918 г. [2]Как стало известно на основании архивных документов, последний предреволюционный ильинский настоятель, протоиерей Арсений Успенский, учился вместе с будущим священномучеником в Санкт-Петербургской Духовной Академии [3].Этим может объясняться их знакомство и визиты отца Философа в Ильинский храм.

Указанные лица только периодически бывали на Охте и Пороховых. Назовем теперь тех, чье служение было непосредственно связано с территорией будущего Красногвардейского района.

Первым следует назвать священномученика Симона (Шлеева; 1873-1921), который на момент смерти носил титул епископа Охтинского. Будущий архипастырь происходил из семьи крестьян-старообрядцев. Когда ему было три года, его родители перешли в единоверие. Единоверием называется направление в православии, члены которого находятся в каноническом подчинении никонианской церкви, но при этом сохраняют старые обряды. Священническое служение Симеон Иванович Шлеев начал в 1900 г. в Казани, с 1905 г. служил в Никольском единоверческом соборе Санкт-Петербурга (ныне там расположен музей Арктики и Антарктики), в 1907 г. стал его настоятелем. Получил известность как усердный и неутомимый труженик на благо единоверия. В 1916 г. протоиерей Симеон Шлеев овдовел, а в 1918 г. был пострижен в рясофор (первую ступень монашества) с именем Симон и рукоположен в епископа Охтинского в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Официально епископ Симон подчинялся Петроградскому митрополиту, но фактически окормлял единоверческие приходы по всей России.

На Охте существовала единоверческая община, которая группировалась вокруг единоверческих храмов, расположенных на Большеохтинском кладбище – Покровского, вмч. Дмитрия Солунского и прп. Марии, именовавшейся Марином. Постановлением Президиума Ленсовета все эти храмы в 1929 г. были закрыты и вскоре снесены. О том, что на Большеохтинском кладбище существовал единоверческий участок, сейчас напоминает название одной из дорожек в южной части кладбища.

В 1920 г. владыка Симон был назначен временно управляющим Уфимской епархией, правящий архиерей которой, епископ Андрей (Ухтомский), в то время находился под арестом. Последний год жизни священномученик провел в Уфе. В документе, составленном незадолго до смерти, в июле 1921 г., владыка Симон по-прежнему называет себя епископом Охтинским [4]. 18 августа того же года, возвращаясь со службы, епископ был убит в результате разбойного нападения. Биографами священномученика выдвигалась версия, что его убийство было организовано ЧК.


Другие материалы раздела: « Судьба одной династии

Содержание раздела