"Церковь выделяет семь главных таинств, кои отличаются от остальных тем, что в них дается некое особенное, новое качество человеку, некий особенный духовный дар, который изменяет жизнь человека – качественно изменяет.
Поэтому не всякая молитва и не всякий молебен называются таинствами". (Протоиерей Владимир Воробьёв.)
Таинство (греч. misterion – тайна, таинство) – священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья. Этот термин имеет в Писании несколько значений:
- Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.
- Божественное домостроительство, спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для ангелов.
- Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им в видимом.
В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает все три понятия.
Протоиерей Иоанн Мейендорф писал: «В эпоху патристики не существовало даже специального термина для обозначения «таинств» как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле «тайны спасения», и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для обозначения частных действий, дарующих спасение, т. е. собственно Таинств». Таким образом, под словом таинство святые Отцы понимали всё, что относится и к Божественному домостроительству спасения. Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах с XV века, выделяет из многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств:
- Крещение.
- Миропомазание.
- Покаяние.
- Причащение.
- Елеосвящение.
- Брак.
- Священство.
В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определённый благодатный дар.
Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:
- богоучреждённость;
- невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;
- видимый образ (последование) его совершения.
Внешние действия («видимый образ») в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для приступающего к Таинству человека, т. к. по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.
Непосредственно в Евангелии упоминаются только три таинства (крещение, причащение и покаяние). Указания о божественном происхождении других Таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (святой Иустин Мученик, святой Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, святой Киприан и др.).
Таинства Православной церкви делятся на:
- неповторяемые – Крещение, Миропомазание, Священство;
- повторяемые – Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.
Кроме того, Таинства делятся ещё на две категории:
- обязательные для всех христиан – Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;
- необязательные для всех – Брак и Священство.
Совершители Таинств. Очевидно уже из самого определения Таинства, что «невидимая благодать Божья» может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог.
Но соработниками Господа, людьми, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих». (1 Кор., 4:1).
«Всё в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. – И даже самое незначительное? – Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом» (архим. Иустин (Попович)).
По православному учению таинства обретают действенную силу лишь при соединении двух условий. Необходимо правильное совершение их законным иерархически поставленным лицом и внутреннее настроение и расположение христианина к принятию благодати. При отсутствии веры и искреннего желания принять Таинство его совершение служит к осуждению.