Св.пророк Илия

    Иконописная традиция часто изображает святого пророка Илию возносящимся на огненной колеснице на Небо.

    К памяти  святого  пророка  Илии русский  православный народ всегда относился  с благоговением. Он почитался славянами еще в дохристианскую эпоху нашей отечественной истории. Первый храм в Киеве, еще при князе Игоре (945 год до Р.Х.), был посвящен святому пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, т.е. главным. В Константинополе, где на службу у греческих императоров до Х века было много варягов-руссов, также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась для крещенных русских людей, о чем известно из договора киевлян с греками в 944 году.

    После  Крещения  Руси в  988 году  Ильинские храмы стали  во  множестве  воздвигаться  по  всей  стране. В святом пророке Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, поэтому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день его памяти с молитвой о благословении нового урожая. О глубине почитания праздника пророка Илии свидетельствуют рукописные церковные месяцесловы (календари), в которых этот праздник называется «святое восхождение пророка Илии» или «огненное восхождение святого пророка Илии». Обычно в день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где расположены Ильинские храмы.

    Об истории установления одного их таких крестных ходов известно из отечественной истории следующее. В 1664  Москву  и ее  окрестности постигла ужасная засуха, продолжавшаяся с 15 мая по 20 июля. Достоверность этого события подтверждается историческими свидетельствами. Происшедшее бедствие побудило москвичей к всенародной горячей молитве, и жители Москвы положили особенно чтить того святого, в день памяти которого прекратится засуха и ниспошлется дождь. 20 июля пошел обильный дождь, земля ожила, и множество народа благодарило Бога за милосердие. Усматривая в этом событии Промысел Божий и дерзновенные молитвы святого пророка Илии, было положено совершать крестный ход из Успенского собора в церковь пророка Илии на Воронковом поле. При установлении этого крестного хода царь Алексей Михайлович сказал: «Как некогда пророк Илия ниспослал дождь на поля израильского царства, так же точно и ныне тот пророк оросил посохшие поля Российского государства».

    О преемственности почитания памяти святого пророка Илии в Православной Церкви свидетельствуют слова прибывшего в Россию с Востока в 1864 году митрополита Амидского Макария. В ответ на вопрос Митрополита Московского Филарета (Дроздова), празднуется ли на Востоке так торжественно память пророка Илии, восточный иерарх ответил: «В этом праздновании Православная Русь является истинной наследницей Восточного Православия и ни в чем не отстает от Восточной Церкви. Она унаследовала от Восточного Православия не сухие и суровые, как многим хочется думать, предания, а живые начала православной жизни, которые выработаны и выстраданы высокою свободою о Христе. Православные руссы приняли эти начала жизни с подобающим благоговением к их святыне и воплотили их в торжественности обрядов и в узаконениях, которые… всегда благоухают ароматом высокой, свободной, светлой жизни и питают и наполняют… обыкновенную жизнь смиренных обитателей Земли и мирской области сладкими ощущениями святыни и радости Небесной жизни. Так, можно согласиться, что древние русские православные унаследовали от восточных христиан благоговейное уважение к памяти святого пророка Илии»