Александр Александрович Журавлев

 

Памяти Александра Александровича Журавлёва (+27.12.2009)

Трудно писать об Александре Александровиче Журавлёве. 4 февраля будет 40 дней со дня его трагической кончины. Погиб от рук преступника прихожанин нашего храма Илии Пророка на Пороховых. Это большая утрата для нашего прихода, но это также огромная утрата для Санкт-Петербурга и всей русской культуры.
 
Все воскресные и праздничные дни прихожане нашего храма могли видеть его на ранней литургии. Многие слышали, что есть среди прихожан такой удивительный человек – янтарных дел Мастер, но, наверное, немногие знали его в лицо. Александр Александрович,  будучи признанным во всём мире художником по янтарю и реставратором высочайшего класса, был человеком необыкновенно скромным. Он не говорил о своих прошлых достижениях; о многих  примечательных фактах  биографии   люди, близко его знавшие, узнали только после  кончины мастера. Александр Александрович просто трудился,   вкладывая в свой труд великое мастерство, огромный талант и сердечное тепло.
 
Руками Александра Александровича Журавлёва в нашем храме сделан киот с янтарным обрамлением для иконы Владимирской Божией Матери. Вспоминается его лицо, взмокшее от работы и волнения, в момент, когда торжественно устанавливали киот с иконой Божией Матери перед праздником Святой Пасхи. Им были отреставрированы богослужебные чаши – потиры. Один из больших потиров был украшен его руками четырьмя янтарными медальонами и превратился в настоящее произведение искусства.
 
29 декабря, на третий день кончины А.А. Журавлёва, в Казанском соборе на Царском месте был торжественно установлен напольный киот, автором проекта которого был Александр Александрович. Икону царя-страстотерпца Николая с сыном царевичем Алексием, помещённую в киот, написал диакон нашего храма отец Сергий. Там же, в Казанском соборе, по душе убиенного раба Божия Александра отслужили заупокойную литию. Таким образом, Александр Александрович оставил о себе молитвенную память и в главном храме Санкт-Петербурга.
 
Вспоминая Александра Александровича, задаёшься вопросом, – как за одну жизнь он успел сделать так много прекрасного, нужного людям, доброго и полезного, оставить такой яркий след в искусстве и в памяти людей.
 

Биография Александра Александровича – это история нашего народа в ХХ веке в миниатюре, трагическая и героическая. Он родился в 1943 году в белорусском партизанском отряде, где его мама была связной. Отец, оказавшийся в окружении и пришедший в отряд боец Красной Армии, вскоре после его рождения погиб, а он сумел выжить в невероятно тяжёлых условиях лесной партизанской жизни. Потом – послевоенное детство и юность в Западной Белоруссии. Затем Ленинградский политехнический институт, годы работы по специальности в НИИ электрофизической аппаратуры, где им было получено 7 авторских свидетельств на изобретения. Но все эти годы в нем жил неутомимый художник с даром Божиим – видеть во всём красоту и желанием её создавать. В школе он много лепил, рисовал. В институтские годы впервые столкнулся с янтарём – камнем, определившим весь его жизненный путь. Художественное творчество постепенно стало поглощать целиком, и Александр Александрович закончил Высшее художественно-промышленное училище, в те годы носившее имя В.И. Мухиной, куда он затем перешёл работать в качестве преподавателя.

В 70-е годы в Калининграде началась работа над созданием Музея янтаря. Александр Александрович принял участие в создании экспозиции музея, изготавливая для него научные реконструкции изделий XVII–XVIII веков из коллекций Оружейной палаты Кремля, Екатерининского дворца г. Пушкина и Павловского дворца. Идея восстановить Янтарную комнату Екатерининского дворца к этому времени витала в воздухе. После постановления Совета Министров РСФСР о воссоздании янтарной комнаты исполнение работ было поручено СНПО «Реставратор».

Работая сначала прорабом, потом начальником участка Александр Александрович затем был назначен директором и художественным руководителем мастерской по воссозданию Янтарной комнаты. В этой должности Александр Александрович Журавлёв проработал с 1981 по 1997 годы. Здесь в полной мере проявился его талант художника и руководителя.

Вначале кроме постановления Совета Министров не было ничего: ни помещения, ни инструментов, ни технологии обработки материала, ни мастеров. Все эти проблемы: обустройство мастерской и налаживание художественного производства и выработка единой концепции воссоздания Янтарной комнаты легли на плечи Александра Александровича. Коллеги в шутку говорили, что если только ему удастся начать работу над воссозданием Янтарной комнаты, то уже можно заказывать свой бюст из янтаря в натуральную величину.

Но Янтарная комната не осталась единственным делом А.А. Журавлёва. В разные годы Александр Александрович реставрировал янтарные произведения искусства, в том числе и церковного, находившегося в коллекциях Оружейной палаты Московского Кремля и Государственного Эрмитажа. В их числе ряд исторических реликвий России: янтарный посох митрополита Филарета (XVII век), янтарное распятие (XVII век), костяной аналой Ивана Грозного (XVI век), распятие с предстоящими (XVII век).

Александр Александрович спроектировал и совместно с коллегами изготовил для Патриарха Всея Руси Алексия II янтарные жезл и посох, иконы из янтаря для официальных покоев (молельной комнаты) Президента Российской Федерации в Московском Кремле. Во многих музеях мира и частных коллекциях есть произведения Александра Александровича, он работал в Японии, США, Германии, Дании, Польше. Для художественной галереи «Янтарный дом» в 2009 году Александр Александрович выполнил уникальное панно «Русь» – самую большую в мире мозаичную картину из янтаря и портрет императора Александра II.


Александр Александрович был человеком глубоко верующим, огромной радостью для него было принимать участие в Литургии. Он очень любил наш храм, и любовь эта была взаимной. От храма Илии Пророка Александру Александровичу была подарена икона Святого Благоверного князя Александра Невского, его небесного покровителя. С последней в его жизни Литургии 19 декабря, в праздник Святителя Николая Чудотворца, Александр Александрович не торопился уходить домой: обошёл все иконы, затем вошёл в алтарь и через некоторое время вынес серебряную ложечку для причастия – лжицу, –  она нуждалась в реставрации. Мы шли из храма привычной и любимой нами дорожкой, и он говорил, что всегда испытывает радость и прилив сил, приступая к новому делу. Но сделать эту работу  лично он уже не успел…

Александра Александровича Журавлёва уже нет с нами, но он остался в делах своих рук. Причащаясь из «янтарного» потира, прикладываясь губами к стеклу киота самой чтимой нашей иконы, мы будем вспоминать приснопоминаемого раба Божия Александра.

Вечная ему память!

Раба Божия Алла, прихожанка храма

ИЗ РАЗДЕЛА: Вечная память