«...если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. XV, 14). Так говорит св. апостол Павел в послании к Коринфянам. Действительно, воскресение Христа-Спасителя является краеугольным камнем нашей веры. И эта реальность влияет на все стороны Церковной жизни, на весь строй Церкви.
Всё то, что совершил Господь от воплощения до вознесения, называется домостроительством нашего спасения. И Церковь призвана актуализировать, максимально полно доносить истины спасения рода человеческого до каждого поколения христиан. Происходит же эта актуализация во многом через наше православное богослужение. Поэтому с первых десятилетий существования Церкви Христовой воскресному дню (Воскресению Христову) уделялось самое пристальное внимание (см., напр., Деян. 20, 7). И вот эти-то собрания апостольских общин, продолжавшиеся всю ночь накануне дня воскресного, легли в основу нашего всенощного бдения.
Чувство исключительной важности воскресения Христа-Спасителя не только для христиан, но и для всего человечества Церковь бережно принесла через эпоху гонений, сохраняя традицию молитвенных всенощных собраний даже во времена катакомбного богослужения. И далее, уже после эпохального Миланского эдикта 313 года, когда крещение принимало огромное число вчерашних язычников и Церковь в короткие сроки пополнялась значительным числом новых чад, зарождающееся монашество в своих многочасовых ночных стояниях подхватило знамя чествования воскресного дня. Особым авторитетом в Православной Церкви монашеское богослужение стало пользоваться после победы в борьбе с иконоборческой ересью. И тогда в монастыре прп. Феодора Студита в Константинополе, монастырях Иерусалима, Палестины и Малой Азии совершались каждый седьмой день недели многочасовые ночные стояния, посвященные Светлому Христову Воскресению, аналогично тому, как сейчас совершает бдения и Русская Православная Церковь.
Здесь нужно заметить, что наш современный богослужебный Устав (порядок, строй богослужения) сформировался под влиянием традиций Константинополя, Палестины и Малой Азии, в молитвенной традиции которых всегда одно из центральных мест (наряду с ежегодичным празднованием Пасхи) занимало богослужение седьмого дня недели — «малой Пасхи» (воскресного дня).
Церковь Христова во все времена своего земного существования остается Церковью Воинствующей. Поэтому и именуются христиане воинами христовыми — и как для настоящего воина немыслимо оставаться в стороне от празднования Дня Победы, так и для верного ученика христова естественно и важно торжествовать самую главную победу христианства — победу Спасителя нашего над грехом и смертию. И это торжество является стержнем каждого воскресного всенощного бдения.