Первым священником Ильинского храма был отец Григорий Михайлов. Он был назначен к нам в 1722 г., при императоре Петре I. В XVIII веке нашему приходу по штату был положен только один иерей. Термин настоятель по отношению к нему не употреблялся.
Долгие годы о. Григорий духовно окормлял первые поколения ильинских прихожан. Чем дальше человек отстоит от нас по времени, тем сложнее проследить его судьбу. Основными источниками о жизни духовенства до революции являются послужные списки, клировые ведомости и исповедные росписи. Во времена Петра I и Анны Иоанновны клировые ведомости еще не велись, а исповедные росписи и послужные списки практически не сохранились.
Немногочисленные источники расходятся в датах служениях о. Григория в Ильинском храме и содержат некоторые другие неточности. В последние месяцы были найдены архивные материалы, которые позволяют более подробно осветить жизнь о. Григория. Этому немало поспособствовал выход юбилейного альбома, посвященного Казанскому кафедральному собору, с главной святыней которого – чудотворным образом Божией Матери – было связано служение о. Григория.
Будущий священник родился около 1692 г. В Санкт-Петербург он приехал в 1718 г. из Подмосковья, уже будучи в священном сане. В новой столице о. Григорий служил «первенствующим священником» церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Городовом острове (ныне Петроградская сторона). В те годы в Рождественской церкви находилась одна из главных петербургских святынь – Казанская икона Божией Матери, ныне пребывающая в Казанском кафедральном соборе.
Именно из церкви Рождества Божией Матери отец Григорий был переведен на Пороховые. На основании архивных документах можно твердо утверждать, что перевод состоялся в 1722 г., когда был освящен первый Ильинский храм.
На Пороховых священник Григорий прослужил двадцать лет. Храм Святого пророка Илии был тогда деревянным, небольшим и «весьма небогатым». При этом число прихожан было довольно значительным, оно достигало нескольких сотен человек.
Документы позволяют сделать вывод, что о. Григорий был хорошим семьянином. В 1732 г. он просил позволения начальства навестить своего отца, который также был священником и состоял при воинской части в Нарве. В XVIII в. получить разрешение на такую поездку было затруднительно, но о. Григорий желал утешить отца в его старости и болезни и «принять оного благословение», которое, как думал священник, могло оказаться последним. Несмотря на такое опасение, отец героя нашей статьи прожил еще много лет. Когда он совсем состарился и вышел на покой, то проживал в семье у сына.
О. Григорий поддерживал дружеские отношения с собратом по служению – священником Иоанном Артемьевым из расположенной по соседству Троицкой церкви на Охте. В 1736 г. о. Иоанн стал восприемником при крещении Христины, дочери священника Григория.
О. Григорий покидает Пороховые в начале 1740-х гг. Метрическая книга Ильинского храма за 1741 г. подписана им, но уже в январе 1742 г. в Ильинке был новый священник – о. Евтихий Ильин. О. Григория перевели к церкви Рождества Иоанна Предтечи в Ямской слободе. Впоследствии вместо этой церкви был построен Крестовоздвиженский собор (расположенный на углу современного Лиговского проспекта и Обводного канала).
По материалам статьи, посвященной Крестовоздвиженскому собору в «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии», перевод о. Григория состоялся в 1742 г. На новом месте служения он запомнился прихожанам как «ревнитель благочестия и чистоты нравов прихода».
Последние обнаруженные документальные упоминания об о. Григории относятся к 1746 г. Согласно «Историко-статистическим сведениям», в 1747 г. он был «показан в числе умерших".