Староста Ильинского храма Василий Максимович Жданов

До закрытия нашего храма в 1938 г. его интерьер украшала памятная доска в честь Василия Максимовича Жданова.

Мемориал Василию Жданову был установлен по ходатайству его сыновей. Василий Максимович принимал участие в строительстве третьего здания Ильинского храма в 1780-е гг. (сохранившегося до настоящего времени) и долгие годы был старостой прихода.

Будущий староста родился на Пороховых. Его отец, Максим Агафонович Жданов (ок.1719-1796) [1], с 1741 г. служил на Охтинском пороховом заводе пильщиком [2]. Между 1759 и 1763 гг. он вышел в отставку [3]. Вероятно, оставшуюся жизнь Максим Жданов, как и другие пороховские отставники, занимался домашним хозяйством. Умер бывший пильщик от водяной болезни в возрасте около 77-ми лет [4]. Для XVIII века (и в особенности для жителя Пороховых) его жизнь была очень долгой.

В 1745 г. Максим Агафонович женился на Вассе Васильевне, дочери порохового мастера [5]. Они имели много детей. Точная дата рождения их сына Василия неизвестна. На момент смерти в 1799 г. ему было около сорока лет [6]. Однако в метрических книгах за 1759 и более ранние годы сведения о его рождении отсутствуют. Скорее всего, Василий Максимович родился между 1760 и 1762 гг. – метрические книги за этот период сохранились не полностью. Согласно исповедной ведомости, в 1768 г. ему было 7 лет [7].

В 1778 г. Василий Жданов начал службу на заводе [8]. Из-за скудности сохранившихся документов, детально проследить его трудовой путь нелегко. Известно, что он долгое время был учеником и подмастерьем селитерного дела, в конце 1790-х гг. получил чин фейерверкера [9].

Умер мастер в 1799 г. Много лет спустя подполковник Петр Васильевич Жданов называл днем смерти своего отца 23 июня [10] (по старому стилю). В метрической книге записана дата 22 июня [11]. Учитывая, что в метрических книгах описываемой эпохи часто указывали не число смерти, а число погребения, установить точную дату кончины Василия Жданова затруднительно. Сыновья мастера желали, чтобы память их отца совершалась в день его небесного покровителя святителя Василия Великого, 1 января [12] (по старому стилю).

Причиной смерти не старого еще мастера была чахотка [13] – наряду с взрывами, страшный бич Пороховых. Постоянно имевшие дело с пороховой гарью и производственной пылью, сотрудники Охтинского завода и члены их семей страдали от легочных болезней. От чахотки умирали и старые, и молодые.



Содержание раздела