Из далекого прошлого Пороховых. Сведения по допетровской истории нашего края

Келтушский или Колтушский погост был «предком» ныне существующей деревни Колтуши во Всеволожском районе Ленинградской области. В настоящее время Колтушские храмы посвящены свв. Апостолам Петру и Павлу и св. прав. Иоанну Кронштадскому. Но в XV-XVII вв. в Колтушах был храм в честь порока Божия Илии [7]. Таким образом, святой пророк стал небесным покровителем наших краев задолго до постройки Ильинского храма при Охтинском Пороховом заводе.

В те времена, когда составлялась «Писцовая книга Водской пятины», все деревни имели своих владельцев. Они могли принадлежать великому князю, боярам или же Церкви. Деревни на территории будущих Пороховых назывались «Ореховскими» и являлись «волостью Никольского монастыря с острова» [8]. Такое скудное упоминание не дает возможности понять, какой монастырь имеется в виду. К счастью, в других местах писцовой книги содержатся более подробные сведения о Никольском монастыре [9].

Речь идет об обители в крепости Орешек – современном Шлиссельбурге. Древняя новгородская крепость была центром большого поселения, на территории которого находилось два монастыря и несколько храмов. Николаевский Ляликин монастырь, который владел охтинскими деревнями, размещался в самой крепости, на острове в устье Невы [10]. Всего в Колтушском погосте ему принадлежало восемнадцать деревень, с которых он получал «денег девять гривен и пять денег, а мелкого дохода шестнадцать сыров, два блюда масла, одиннадцать бочек пива, двадцать и четыре пятки льну; а из хлеба треть, да за третью семь коробей и с четверкою ржи, пол осьмы коробей овса» [11].

В начале XVII в., в Смутное время, Приневские земли были заняты шведами. Столбовский мир в 1617 г. официально закрепил их завоевания. В годы шведского владычества православным пришлось претерпеть гонения, многие храмы и монастыри были разграблены и уничтожены. Такая участь постигла Николаевский Ляликин монастырь в Орешке и Ильинский храм в Колтушах [12].

Эпоха шведского владычества хорошо документирована. В шведских источниках уже не упоминаются старые охтинские деревни. Вместо них появляются новые – Туинела, Туккила, Верховье и другие [13].


Содержание раздела