О передаче священнослужителями приходских мест по наследству в Синодальный период

Между тем, многочисленные сохранившиеся архивные документы дают возможность получить довольно полное представление о том, как происходила передача приходских мест по наследству.

В данной статье механизм передачи церковных мест показан на примерах из истории петербургского храма Святого пророка Божия Илии на Пороховых.

Этот храм, приход которого был основан в 1721 г. [10], является ровесником Синодального периода. Построенный для сотрудников военного предприятия – Охтинского порохового завода, храм вначале относился к епархиальному ведомству, а с 1864 г. – к военному [11]. Таким образом, его история является прекрасной иллюстрацией различных сторон церковной жизни в Синодальную эпоху.

Несмотря на то, что церковные историки представляют передачу мест по наследству распространенной традицией, ильинские священники далеко не всегда состояли в родстве со своими предшественниками. В Синодальный период постепенно распространяется практика перемещения клириков с прихода на приход по решению священноначалия. Мало кто из служителей Ильинского храма оставался на приходе до смерти. Соответственно, не было возможности для передачи своих мест.

На протяжении Синодального периода в Ильинском храме всего три раза произошла передача священнических мест по наследству. Все три события имели место в XIX в. Первый раз в 1806-1807 гг. иерей Алексий Заводский наследовал приход своему отцу, иерею Василию Иванову. В 1872 и 1890 гг. священники Тимофей Дивов и Арсений Успенский соответственно унаследовали места на приходе от своих тестей.

Первый случай стоит рассмотреть особо. По нему сохранилась обширная документация, составляющая отдельное дело в ЦГИА СПб [12]. Материалы этого дела позволяют проследить механизм передачи приходских мест.

В 1806 г. священник Василий Иванов обратился с «покорнейшим прошением» к митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Амвросию (Подобедову). В прошении он указывал на слабость своего здоровья, просил об увольнении на покой и выражал желание видеть своим преемником сына, кандидата богословия Алексия Заводского, выпускника и сотрудника Александро-Невской духовной академии. На прошении имеется приписка Алексия Заводского о его согласии с выбором отца.

В начале XIX в. Ильинскому храму по штату полагался один священник. Т.о., речь шла не о передаче отдельного священнического места, но о наследовании всего прихода.

Последовала резолюция митрополита Амвросия, согласно которой в Санкт-Петербургскую Духовную консисторию из академии были затребованы сведения об Алексии Заводском. Ректор академии архимандрит Флавиан (Ласкин) предоставил сведения об успеваемости и поведении Алексия Заводского и засвидетельствовал, что к увольнению последнего из Академии никаких препятствий не имеется.

Состоялся допрос кандидата в духовной консистории, где он сообщил о своем происхождении (до деда по отцовской линии включительно), материальном положении и отсутствии штрафов и наказаний, после чего обязался вести себя прилично и благонравно.

Затем, на основании приказа духовной консистории, Заводскому был выдан билет, разрешающий вступить в законный брак для занятия отцовской вакансии. Это очень важный факт. Он указывает на то, что в ряде случаев члены духовного сословия даже свою личную жизнь могли устраивать только с разрешения начальства.

Билет с разрешением на брак был датирован 5-м октября 1806 г., а уже 11 ноября того же года Заводский был обвенчан с девицей Александрой Матвеевной, дочерью священника. Спустя несколько дней он принес ставленническую присягу, 21 ноября был рукоположен в диаконы, а 23-го – в иереи.

Любопытно, что указ митрополита о назначении в Ильинский храм последовал только 17 декабря. До этого о. Алексий «обучался священнодействию» в Троицком соборе на Петроградской стороне, т.е., по сути дела проходил ставленническую практику, как в наше время.

Следует отметить еще один факт. В деле о назначении о. Алексия присутствует документ, согласно которому архиереи, на основании указа Святейшего Синода от 8 октября 1778 г., должны были лично «свидетельствовать» священников, которые просили о назначении преемника, «дабы на места живых, под видом престарелости и других вин, излишних производство удержать». При этом непонятно, проходил о. Василий Иванов такое «свидетельствование», или нет. Более того, несмотря на указ о «свидетельствовании» и собственное прошение об увольнении на покой, о. Василий остался в штате и после назначения на приход своего сына. До своей смерти в 1807 г. он продолжал служить в Ильинском храме в качестве старшего священника [13].

Рассмотрим два других случая передачи мест по наследству. Информации о них сохранилось меньше. Это и неудивительно – оба эпизода произошли после 1867 г., когда передача мест по наследству было официально отменена, и уже не отображалась в документах. В это время Ильинский приход подчинялся уже не правящему архиерею, а относился к ведомству военного духовенства. Тем не менее, внутреннее положение прихода оставалось прежним, так Ильинский храм был, как тогда говорили, «неподвижной» церковью.


Дополнительная информация

  • Автор: иерей Павел Кадосов

Содержание раздела