Религиозная деятельность Дмитрия Никифоровича Кайгородова

Дмитрий Никифорович Кайгородов оказался в лучшем положении, чем большинство его коллег. Память о нем сохраняется потомками, ему посвящаются научные публикации. Наиболее известной работой об ученом является книга «Дом у Золотого пруда», написанная покойным Рэмом Васильевичем Бобровым.

Таким образом, жизнь выдающегося лесовода хорошо изучена. Сообщить о нем какие-либо новые значительные факты представляется затруднительным. Тем не менее, существует много аспектов деятельности Дмитрия Никифоровича, которые представляют интерес для исследователей и ранее не публиковались.

К ним относится церковная жизнь ученого. Как известно из воспоминаний современников и потомков, профессор Кайгородов был глубоко верующим человеком. Р.В. Бобров приводит много свидетельств его религиозности. В данном сообщении речь пойдет о внешней стороне церковной жизни Кайгородова, которую можно проследить по документам. Информация о том, какие храмы посещал Дмитрий Никифорович, где он крестил детей, представляет несомненную ценность для биографии профессора.

Перед тем, как переходить к основной теме доклада, упомяну любопытный факт из истории семейства Кайгородовых, на который исследователи ранее не обращали внимания.

Известно, что в начале своей карьеры будущий профессор был офицером Охтинского порохового завода. Наблюдение природы Охтинской лесной дачи (которая ныне частично сохраняется как Ржевский лесопарк), немало способствовало его научному становлению. В своей книге Р.В. Бобров упоминает, что на Охтинском заводе служил и старший брат Кайгородова, Нестор Никифорович1.

Но братья Кайгородовы были не первыми представителями своего семейства, служившими на Пороховых. Поколением раньше, в 1840-е гг. там нес службу их родной дядя, артиллерии штабс-капитан Ардалион Иванович Кайгородов (1802-18472). В 1843 г. в храме Св. пророка Божия Илии при Охтинском пороховом заводе была крещена младенец Юлия, дочь Ардалиона Ивановича от его третьей жены Екатерины Аркадьевны. Ее восприемниками стали командир завода, генерал-майор Александр Петрович Синельников, бабушка, Прасковья Андреевна Кайгородова, а также тетка по материнской линии3.

Дмитрий Никифорович Кайгородов начал службу на Охтинском заводе в 1867 г., в чине подпоручика4. По роду службы ему приходилось принимать участие в том числе и в церковной жизни пороховчан. Так, в 1868 г. он, вместе с братом Нестором Никифоровичем и другими офицерами участвовал в выборах старосты заводской церкви Св. пророка Илии5. Был избран фейерверкер Степан Кириллович Кириллов, впоследствии многократно переизбиравшийся на эту должность и прослуживший на благо церкви тридцать пять лет6.

В январе 1878 г. в Ильинском храме состоялось отпевание сына Дмитрия Никифоровича Кайгородова, трехлетнего младенца Анатолия, умершего от воспаления мозга7. Впоследствии такое же имя носил другой сын Дмитрия Никифоровича, известный художник, родившийся в конце того же года. Анатолий Дмитриевич старший был похоронен на Пороховском кладбище8.

Его брат и тезка был крещен 2 января старого стиля 1879 г. в другом храме, расположенном поблизости от Пороховых – церкви Св. апостола Иоанна Богослова при Земледельческой колонии на Ржевке. Восприемниками будущего художника стали родственники – дядя, инженер-капитан Иван Никифорович Кайгородов, и Евгения Карловна Диц9. Евгения Карловна была женой коллежского секретаря Владимира Робертовича Дица, впоследствии придворного ловчего императора Александра III10. Из рода Диц происходила жена Дмитрия Никифоровича Кайгородова, Владимир Робертович был ее родным братом.

К 1880-м гг. Кайгородовы окончательно перебираются в Лесное, где глава семейства с 1875 г. преподавал в Лесном институте11. В 1882 г. в церкви Лесного института была крещена дочь Дмитрия Никифоровича Тамара12, а в 1889 г. отпет старший сын – шестнадцатилетний юноша Евгений, умерший от скарлатины13. Погребение Евгения Дмитриевича состоялось на Большеохтинском Георгиевском кладбище, где похоронено большинство представителей семейства Кайгородовых, умерших до революции14.

С церковью Лесного института были связаны и другие события, важные для семьи Дмитрия Никифоровича. Жена ученого, Вильгельмина Робертовна (на русский манер ее называли Валентиной Романовной), урожденная Диц, происходила из немецкого лютеранского рода и сохраняла лютеранскую веру многие годы после замужества. В 1883 г. в церкви Лесного института она была присоединена к православию через Таинство Миропомазания. Ее восприемниками стали шурин, капитан Михаил Никифорович Кайгородов, и профессорша Ольга Викторовна Шафранова15, муж которой был коллегой Дмитрия Никифоровича.

31 января старого стиля 1910 г. в институтском храме венчался сын ученого, художник Анатолий Дмитриевич Кайгородов. Его избранницей, как и у отца, стала лютеранка – Маргарита Карловна Перре16, дочь профессора словесности Императорского Александровского Лицея, Карла Александровича Перре.

При этом, в начале XX века Кайгородовы по воскресным дням посещали другой храм, который был расположен на Малой Объездной улице, поблизости от их особняка, строительство которого завершилось в 1904 г. Такие сведения приводит Р.В. Бобров, ссылаясь на воспоминания внучки и невестки Дмитрия Никифоровича17. Однако, единственный храм, когда-либо находившийся на Малой Объездной, в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» при обществе «Лепта», был достроен только в 1917 г., уже после Февральской революции18. Скорее всего, приходским храмом Кайгородовых в эти годы был храм Преображения Господня при Доме Милосердия в Лесном, расположенный на Большой Объездной улице, поблизости от ее пересечения с Малой.

Р.В. Бобров также пишет, что Дмитрий Никифорович Кайгородов долгие годы был старостой другой Лесновской церкви – Св. князя Владимира при Орлово-Новосильцевской богадельне. Согласно Боброву, во время ночной молитвы в этом храме, в 1923 г. ученый простудился и смертельно заболел19.

Между тем, источники не подтверждают официальную связь профессора Кайгородова с Новосильцевским храмом. Согласно адресно-справочным книгам «Весь Петербург», в 1892-1917 гг. старостами там были другие люди. Фамилия Дмитрия Никифоровича отсутствует и в списке церковной двадцатки за 1922 г.20 Неизвестно, на чем основывался Р.В. Бобров. Но эта сомнительная информация не умаляет общей ценности его книги, основанной на документальных данных и личных воспоминаниях.

Остается неизвестным, в каком храме состоялось венчание четы Кайгородовых и крещение их старших детей – Евгения и Анатолия первого (умершего в младенчестве). Так как Евгений родился 21 августа старого стиля 1873 г.21, брак его родителей должен был состояться не позднее начала того же года. В это время Дмитрий Никифорович еще служил на Охтинском пороховом заводе22. По законам Российской Империи, смешанные браки должны были заключаться в храмах господствующей (т.е. православной) конфессии. Логично предположить, что Дмитрий Никифорович и Валентина Романовна венчались в Ильинской заводской церкви. Проверить это предположение было довольно затруднительно. Дело в том, что метрические книги Ильинского храма за 1864-1873 гг. в советское время, в результате сложных перипетий, оказались в «Центре хранения страхового фонда» в г. Ялуторовске Тюменской области. Через РГВИА в Ялуторовск удалось сделать запрос, на который был получен отрицательный ответ. Сведения о браке Кайгородовых в метрических книгах Ильинского храма отсутствуют.

Что касается мест крещения Евгения и Анатолия первого, установить их представляется еще более сложным, так как оба родились во время заграничной командировки отца. В 1873-1875 гг. Дмитрий Никифорович стажировался за рубежом, и, согласно Боброву, жена сопровождала его в поездке23.

Таким образом, эти детали биографии выдающегося ученого еще ждут своих исследователей.

 

 Священник Павел Кадосов, Лехотехнический университет, 12 сентября 2016 г.


1 Бобров Р.В. Дом у Золотого пруда. – СПб.: СПбНИИЛХ, 2001. – С. 45.

2 Петербургский некрополь: в 4 т. / Сост. В. И. Саитов. – Т. 2. – СПб., 1912. – С. 303.

3 Метрическая книга церкви Св. пророка Божия Илии при Охтинском пороховом заводе за 1843 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 280. Л. 595об.-596. Кадр 599.

4 Бобров Р.В. Дом у Золотого пруда. – СПб.: СПбНИИЛХ, 2001. – С. 39.

5 Об утверждении церковным старостой при церкви Охтинского порохового завода фейерверкера Стефана Кириллова // РГИА. Ф. 806. Оп. 18. Д. 380. Л. 2об.

6 Клировая ведомость церкви Св. пророка Илии при Охтинском пороховом заводе за 1903 г. // РГИА. Ф. 806. Оп. 7 (1903 г.). Д. 70. Л. 22об.-23.

7 Метрическая книга церкви Св. пророка Божия Илии при Охтинском пороховом заводе за 1876 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 126. Д. 429. Л. 65об.-66. Кадр 68.

8 Там же.

9 Метрическая книга церкви Св. Апостола Иоанна Богослова при Земледельческой колонии за 1879 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 1241. Л. 68об.-69. Кадр 70.

10 Архив профессора Эрика Амбургера // URL: http://dokumente.ios-regensburg.de/amburger/index.php?id=3128 (дата обращения 08.12.2016).

11 Бобров Р.В. Дом... С. 91.

12 Метрическая книга церкви Спаса Происхождения Честных древ при Лесном институте за 1882 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 126. Д. 568. Л. 3об.-4. Кадр 6.

13 Метрическая книга церкви Спаса Происхождения Честных древ при Лесном институте за 1889 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 126. Д. 583. Л. 26об.-27. Кадр 29.

14 Петербургский некрополь: в 4 т. / Сост. В. И. Саитов. – Т. 2. – СПб., 1912. – С. 303.

15 Метрическая книга церкви Спаса Происхождения Честных древ при Лесном институте за 1883 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 126. Д. 568. Л. 33об.-34. Кадр 36.

16 Метрическая книга церкви Спаса Происхождения Честных древ при Лесном институте за 1910 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 2381. Л. 139об.-140. Кадр 142.

17 Бобров Р.В. Дом ... С. 19.

18 Клировые ведомости церквей г. Петрограда (1917 г.) // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 4337. Л.

19 Бобров Р.В. Дом... С. 62.

20 Сведения о регистрации церквей г. Петрограда по районам // ЦГА СПб. Ф. 1001. Оп. 7. Д. 44. Л. 46.

21 Кайгородов Анатолий Дмитриевич (личное дело студента; 1898 г.) // ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 34925. Л. 8. (в личном деле А.Д. Кайгородова находится копия послужного списка его отца с указанием дат рождения детей.)

22 Бобров Р.В. Дом… С. 71.

23 Там же. С. 88, 91.

 

 

 

Содержание раздела